Наследие Второй Мировой… на наших дорогах.
«Какой же русский не любит быстрой езды?»
Н.В. Гоголь
Разговор в нашей статье пойдет не о неразорвавшихся минах и снарядах, отголосках войны, которых еще периодически «всплывают» на поверхность и создают хлопоты саперам и работниками ДПС.
Совсем нет, ибо разговор пойдет не о грубом металле, а о войне технологий. Безусловно, можно признать, что любая война или подготовка к ней обостряет интеллектуальный потенциал страны. Не секрет, что многие — теперь привычные в быту вещи, пришли в область мирного применения из сугубо военных разработок. И сейчас речь пойдет о радарах, а история их применения началась в небесах Второй Мировой.
Признайтесь честно, кто соблюдает скоростной режим на дорогах? Дорога свободна…, срочно надо…, время — деньги, драйв и кайф разгона машины, ветер в лицо…
Но как ни странно скорость на дорогах, кроме километров в час, измеряться еще и денежными знаками и нервами, а для кого-то количеством адреналина в крови и азартом.
В первом приближении антирадар незаменим для лихачей. Действительно, что может быть лучше — установить на торпеду маленькую коробочку и нестись по дороге на немыслимой скорости! Прибор запищит как раз в тот момент, когда машина приближается к «опасной зоне» работы милицейского радара. Получив сигнал, водитель может избежать штрафов и за несколько месяцев «окупить» приобретение.
Но если учесть, что в наше время все шире используются возможности работы антирадаров в качестве устройств оповещения о приближении машин скорой помощи, о железнодорожных переездах, об авариях на дорогах, то радар можно рассматривать не только как избавитель от штрафов, но и как средство повышения безопасности движения на автодорогах. И возможно, что лет через десять такое устройство станет штатным для любого серийного авто.
В целом, трудно не согласиться с утверждением, что антирадары — полезные устройства и их покупка вполне оправдывают свое назначение и стоимость. Но при этом не стоит забывать, об этике дорожного движения и что соблюдение скоростного режима на дороге вызвано, прежде всего обеспечением безопасности, и пренебрегать этим не следует.
Но в откровенных случаях вымогательства, что нередко случается на наших дорогах, приятно, с чувством оправданного злорадства, проехать, сбавив скорость в нужный момент, мимо непонятно откуда «выросших» на обочине, и абсолютно не оправданных с точки зрения здравого смысла, знаков ограничения скорости и установщиков этих самых знаков в придорожных кустах.
Физика процесса определения скорости автомобиля с помощью радара известен почти всем, кто изучал азы физики в школе. На объект направляется направленный пучок радиоволн, он отражается и возвращается обратно с некоторой задержкой. При помощи несложных вычислений можно определить расстояние до объекта и, если повторить это несколько раз, по изменению времени задержки возвращающегося сигнала, возможно, вычислить скорость перемещения объекта.
Детекторами скорости, построенными именно на таком принципе, используются работники ГИБДД. В большинстве своем, эти устройства довольно компактны и имеют информационные дисплеи, на которых, аргументировано можно лицезреть, на какой скорости «плелся» автомобиль. На водительском жаргоне они называются «спид-ганы» или «фены».
Не отроем великую тайну, если расскажем, что в арсеналах ГИБДД используются четыре основных частоты радаров.
Х-диапазон — 10,500 — 10,550 ГГц — самая распространенная частота, особенно в регионах и глубинке России, и ее окрестностях;
К-диапазон — 24,050 — 24,250 ГГц — направленное излучение узким пучком. Хорошо работает при дистанции от 400 метров;
КА-диапазон — 33,400 — 34,200 ГГц – на этой частоте работают фоторадары;
КА-диапазон имеет расширение до 33,400 — 36,000 ГГц – для работы стационарных фоторадаров и систем типа «Сталкер», невидимых для обычных антирадаров;
L-диапазон, лазерное излучение – 700 — 1000 нм. Большинство лазерных определителей скорости используют частоту 900-910 нм.
Самые распространенные типы «спид-ганов», которые используют эти частоты:
Искра -1, производства компании «Симикон», Санкт-Петербург.
Рабочая частота: 24,15 ± 0,1 ГГц (К-диапазон)
Дальность измерения на трех уровнях — не менее 300, 500, 800 м
Диапазон измеряемых скоростей 30 — 210 км/час
Время измерения скорости 0,3 — 1,0 сек
Сокол -1, 2, 3, М, С-М, производства компании «Ольвия», Санкт-Петербург
Рабочая частота: 10,525 ГГц + 25 мГц (X-диапазон)
Дальность измерений 200 — 600 м
Диапазон измеряемых скоростей 20 — 250 км/час
Время измерения скорости 0,4 сек
Беркут, производства компании «Ольвия», Санкт-Петербург
Рабочая частота 24,15 ГГц ± 100 мГц (K-диапазон)
Дальность измерений от 200 до 800 м (3 режима)
Диапазон измеряемых скоростей 20 — 250 км/час
Время измерения скорости 0,3 сек, в периоде 1 сек
ЛИСД-2М, производства Красногорского завода им. С.А. Зверева
Рабочая частота 0,8 — 0,9 мкм (замеры при 0,9) лазерный (L-диапазон)
Дальность измерений, не менее 400 м
Диапазон измеряемых скоростей 0 — 250 км/час
Время измерения скорости 0,45 сек
Из перечисленных, два радара – работают в импульсном режиме K (он же Ultra-K), и один, более устаревший, но не менее популярный – в импульсном режиме X (он же Ultra-X). Радары подключался через входящий в комплект шнур для прикуривателя. В комплект так же входит и кабели для прямого подключения от переносного источника питания. Противостоять им призваны антирадары и радары-детекторы.
Причем антирадары бывают активные, собственно — антирадары и пассивные или радары-детекторы. Активные создают радиопомехи, которые обманывают радары, показывая заведомо неправильную скорость движения. Например, при реальной скорости 140 км/ч, радар покажет, что скорость движения превышает 240-340 км/ч! И тут уж надо надеяться на чувство юмора у человека в фуражке, так как при определенной «несговорчивости» сторон процесс переговоров может вполне «усугубится» такими показаниями прибора.
Для борьбы с использованием антирадаров дорожная полиция некоторых стран использует датчики антирадаров — устройства, которые определяют наличие включенного антирадара в машине. Действие таких определителей основано на использовании того факта, что в состав активного антирадара входит генератор радиочастот. Поэтому каждый антирадар является передатчиком, который можно засечь. Изготовители антирадаров тут же приняли контрмеры, и начали производство антирадаров, которые нельзя выявить таким образом. Для этого используется либо подавление выхода наружу сигналов генератора, либо устройство, которое, при обнаружении датчика антирадара, выключает собственный генератор…
Но у активных антирадаров есть и другой существенный недостаток — они создают помехи в радиоэфире, в том числе и на специальных «полицейских» частотах. Исходя из чего дорожные власти поступили просто, они не пошли на поводу у разработчиков подобной электроники, а просто остановили «гонку вооружений», запретив подобные устройства законодательным путем. Поэтому мы коснемся в нашем обзоре большей часть пассивных антирадаров или детекторов, которые для простоты назовем антирадары.
О радаре замолвите слово…
Пассивные антирадары могут только обнаружить радар «условного противника» и сигнализировать водителю о возможном неприятном контакте с представителями ГИБДД. Они на сегодня и получили наибольшее распространение, но в некоторых странах, все же существуют запреты и на их использование. Что кстати, надо обязательно иметь в виду при международных поездках.
Пассивные антирадары выпускаются под такими известными мировыми брендами, как Cobra, Whistler, Uniden, Escort, Be-Tronics и другие. В России есть производители отечественных антирадаров, в том числе и активных, но они слишком далеки по своему качеству и техническому совершенству от западных конкурентов – единственным преимуществом отечественных является, как всегда, только их низкая стоимость.
Эта статья в целом ни коим образом не является инструментальным тестом. Наш журнал один раз уже описывал это проблему в статье «Скорость под контролем» в «M12V» N 2/97. Сейчас мы хотим сделать небольшой обзор, что за это время изменилось в конструкции и схематехнике антирадаров, отталкиваясь от заявленных производителями данных и практических отзывов водителей, которым они делятся на своих автофорумах.
И по сей день, одной из самых популярных марок антирадров в России считается Cobra. Главный конкурент Cobra – тоже американских компании Whistler, зарекомендовавшая себя с 1971 года как эксклюзивный изготовитель и поставщик ручных радаров и специальных прицельных приспособлений для морской пехоты США, приняло решение в создание и продажи «гражданских» радаров для автомобилистов.
Корпорация Cobra — ведущий мировой изготовитель средств электронной навигации и связи, лидер в области производства GMRS/FRS радио, радаров, GPSнавигации. По признанию Ассоциации потребителей в США, экономических экспертов «Форбс» и «Делой и Тач» она признана флагманом электронной индустрии в своих областях деятельности.
На устройстве этих моделей мы остановимся чуть более подробно. И кстати, и российские, и американские тесты выявили отличное качестве изделий с маркой Cobra, в том числе исключительную стойкость к ложным срабатываниям.
Большинство современных антирадаров передают информирую о типе зарегистрированного подозрительного излучения или с помощью светодиодов, обозначенных буквами, или с помощью матричном дисплее. При регистрации излучения подается звуковой сигнал, громкость которого можно регулировать, а можно вообще отключить, оставив только световую индикацию. Можно так же регулировать яркость свечения индикатора.
Почти все современные устройства могут так же определять и работу лазерных определителей скорости, на которые не регистрировали старые типы антирадаров.
Например, в устройствах Cobra используются датчики лазерного излучения кругового обнаружения. Устройство Whistler имеет матрицу оптических линз, которая тоже дает возможность выявлять лазерное излучение. Но при определении скорости, дорожный патруль может направлять радар не только спереди, но и сзади. Поэтому датчики лазерного излучения более удобны. Лазерное излучение, в принципе обнаружить очень сложно, так как ширина пучка составляет всего 120 см на расстоянии 300 метров. Детектор средней чувствительности не обнаружит пучок до его прямого попадания. Очень чувствительный детектор может обнаружить слабые отражения от впередиидущего автомобиля.
В более простом исполнении сигнал от оптической головки к фотоприемнику передается по световоду (оргстекло), а в более дорогих системах для этого служит дополнительный фотодатчик, имплантированный непосредственно в оптику и подключенный к отдельному каналу регистрации. У других производителей отдельный глазок для лазера, направленный назад, дает возможность засекать лазер сзади, но углы захвата спереди и сзади явно меньше, чем по 180 градусов.
Новой функцией является режим обучения. Достаточно нажать две кнопки, и будут продемонстрированы все имеющиеся звуковые и световые предупредительные сигналы, что дает возможность быстро их освоить. Это является немаловажным, если учесть, что от новых моделей требуется выдавать большое количество различных предупреждений: три-четыре диапазона радаров, лазерное излучение, VG-2, радары кратковременного включения и предупредительная сигнализация (сигналы, передаваемые маломощными передатчиками K-диапазона, используемыми автомобилями специальных служб для предупреждения о своем приближении или об опасностях на дороге).
Одним из достоинств у средних и дорогих моделей является наличие системы обнаружения датчика поиска антирадара VG-2. Это специальный диапазон милицейских радаров для идентификации работающего антирадара., что тоже не маловажно, если водителю надо избежать неприятностей, когда он попадает в район, где использование антирадаров запрещено.
VG-2 — прибор, который работает на той же частоте, что и антирадар, и служит для обнаружения сигналов низкой интенсивности за счет их принудительного самовозбуждения. При переходе в режим самовозбуждения облучаемый источник увеличивает мощность фонового излучения во много раз, что может быть легко зарегистрировано приемником. Включение режима VG-2 в зависимости от модели может производиться вручную или автоматически при появлении сигнала от VG-2.
Антирадары имеют несколько степеней защиты от VG-2: VCO — частичная защита, UD — полная «невидимость» для VG-2, SI — иммунитет от новой системы VG-2 Super (по материалам производителя).
К новинкам можно отнести систему SA — Safety Alert, котороая предупреждения об опасности и неожиданных помехах. Сигналов SA принимаются как тревога на радар. Есть простой режим — универсальное предупреждение, когда все сигналы имеют общую индикацию, отличную от тревоги на радар. И идентифицирующие предупреждения, когда различные источники внутри системы Safety Alert отличаются между собой, как например, пожарные машины отличаются от скорой помощи.
В качестве примера современного антирадара, имеющего все необходимые функции можно привести модель Cobra XRS-9600, В которую входит сам антирадар с раздельными диапазонами X, K, KА, L, имеется дисплей, собственное меню настроек и даже компас.
За счет расширения диапазонов, в антирадар добавилась новая функция POP – поддержка детектирования импульсных радаров, не постоянного действия.
На дисплее или тоном звукового сигнала прибор может проинформировать о том, получен сигнал от полицейского радара, спец. автомобиля, аварийного маяка, или это просто ложная тревога. Со временем у владельца может даже вырабатывается навык, и он сможет определять источник сигналов.
Подаваемые звуковые сигналы являются четко различимыми, что является очень важным, так как данный детектор запрограммирован на семь различных предупреждений: три диапазона радаров, лазерное излучение, а также три специальных сигнала разработанной фирмой Cobra системы предупреждения об опасности XT-1000. Визуальная сигнализация также является очень полной, в ней используются простые пиктограммы, четко обозначающие каждую угрозу.
Для тех, кто каждый день ездит по одному и тому же маршруту, и где антирадар подает сигналы тревоги от одной и той же помехи, так что человек перестает на него реагировать. В случае появления неожиданной засады в именно таком месте, к традиционному сигналу прибавится новый пик, и сигнал будет уже другим.
Стандартная серия CobraESD, предназначено для работы по двум раздельным каналам — первый рассчитан на регистрацию излучения частотных диапазонов Х, К и КА, второй служит для обнаружения лазерного источника. Приемник первого канала выполнен на базе высокочастотного диода, также включает генератор опорной частоты. Результирующий сигнал от смешивания двух частот — излучателя и опорного генератора — после предварительного усиления вторично смешивается с частотой генератора и после фильтрации поступает на вход частотно-импульсного преобразователя. Импульсный сигнал приходит на вход микропроцессора, где производится идентификация частоты подающего излучения в соответствии с временными и частотными характеристиками импульсной последовательности.
Канал приема лазерного излучения выполнен отдельно по схеме прямого усиления сигнала с детектора (СВЧ-диод).
На более дорогих моделях серии XRSдля регистрации микроволнового диапазона предусмотрены раздельные каналы по каждому виду излучения, что позволяет обеспечить лучшее соотношение сигнал/шум и соответственно получить более высокую чувствительность.
Компания так же утверждает, что они добились самого главного в этой серии – сочетания высокой помехозащищенности, дальности приема сигналов и конечно его правильного определения. Это важно при использовании устройства вблизи ЛЭП, а так же с включенным сотовым телефоном на гарнитуре и вблизи видео- и радиопередающих станций.
Перед приобретением антирадара пользователю полезно внимательно ознакомиться с функциями разных моделей и выбрать те, за которые он готов платить, сообразуясь с маркой машины, стилем и местом движения. Например, при выездах за рубеж резко возрастет «востребованность», фактически ненужных в России функций типа VG-2, «лишних» диапазонов и т.п. Но помните, что, антирадар товар длительного пользования, так что возможно заложенные в него «лишние» функции со временем пригодятся.
Голосовое сопровождение, ЖК, отделка «под дерево» — далеко не всегда бесполезны хотя бы с точки зрения престижа владельца.
Некоторые секреты.
При выборе и установке антирадара нужно учесть один немаловажный факт, особенно это актуально для новых иномарок. Новейшие модели антирадаров иногда продолжают упорно молчать даже в том случае, когда иномарка попала в «прицел» милицейского радара. Покупатели спешат вернуть или заменить якобы приборчик обратно продавцу. Но дело, оказывается, совсем не в этом. И после установки другой модели ситуация повторяется…
Причина этого кроется в том, что на европейских дорогах все чаще используются стационарные системы круглосуточного слежения за скоростью автомобилей. Данные приборы считаются источниками СВЧ-излучения ограниченной мощности, которое может быть опасно для здоровья. Для защиты водителя от невидимых лучей, некоторые компании производят лобовые стекла по специальной защитной технологии. Визуально такое стекло можно отличить тем, что оно местами содержит включения в виде мелких пузырьков воздуха. Для получения оптического стекла с защитными свойствами в него вводят различные вещества, металлы и их соли. При отливке стеклянных заготовок технологически не удается полностью избавиться от включений в виде мелких пузырьков воздуха, что говорит о наличии добавок.
Подобными стеклами, непроницаемыми для излучения сверхвысокой частоты, оснащается все более моделей автомобилей на западе. Мера эта вынужденная, как показала статистика, проводя за рулем слишком много времени, среднестатистический европеец постоянно попадает под невидимое излучение стационарных радаров и за год может «заработать» определенную дозу облучения со всеми вытекающими последствиями. Но антирадары через такое стекло тоже не могут действовать.
Проникновению излучения радаров могут также препятствовать стекла, тонированные путем напыления на них слоя металла. По внешнему виду их легко отличить, так как эти стекла имеют зеркальное отражение белого, желтого и других оттенков. Подобным способом тонируют в основном боковые стекла, а на лобовые обычно наносят узкую полосу в верхней части. В этом случае устанавливать антирадар под крышей бесполезно, так как излучение радара через такую тонировку практически не проникает.
Оптимальный способ установки антирадара — на торпеду. Одно из заблуждений, что размещение на солнцезащитном козырьке существенно повышает чувствительность. Это может отразится, разве что на лазерном радаре, которые у нас еще довольно редки.
На торпеде антирадар следует крепить так, чтобы «глазок» не находился прямо против опущенного стеклоочистителя. Удобнее использовать присоску, чем «липучку», с которой труднее снимать прибор. Присоску лучше оставлять на месте — регулярно переставляя ее, вы сократите срок ее службы до 2-3 месяцев. Крайне желательно сразу расположить присоску так, чтобы установленный детектор имел опору, ослабляющую нагрузку на присоску. Опора должна быть сбоку или снизу, чтобы прибор легко снимался.
Для настройки антирадара нужно найти место, где местное ГИБДД любит ловить клиентов на превышении скорости. Можно остановиться неподалеку и определить положение прибора так, чтобы он гарантированно верещал на дальности 300-400 метров от радара ГАИ. Это даст возможность потом, без сложностей и проблем, спокойно и не нервничая плавно притормозить до предельно допустимой скорости до пределов видимости радаров ГИБДД.
Для еще большей эффективности установки можно обратиться к сотрудникам ДПС, в большинстве своем они нормальные люди, и им не сложно «посветить» на вашу машину для проверки установки антирадара. Для них — это тоже практический опыт.
С их помощью можно определить максимальную дальность срабатывания, очень полезная величина. При отклике на засветку от впереди едущих маши, можно быстро отреагировать и сбросить скорость.
И главное по установке — не поленитесь и попросите установщиков подключить питание устройства прямо к замку зажигания.
Покидая машину на улице, радар-детектор всегда следует снимать: не забывайте, что к стоимости похищенного из салона добавится еще и стекло или замок.
В заключении один из секретов прочитанных на автофоруме: если сотрудник ГИБДД «светит» радаром по автомобилю, и антирадар срабатывает – стоит сразу нажать на тормоз, на момент торможения, пока педаль не отпущена, у него не зафиксируется показание скорости! Правда ли это, мы не беремся судить.