АВТОМОБИЛЬ СО СПУТНИКОВЫМ НАВЕДЕНИЕМ. ЧАСТЬ 1

GPS — сокращенное название от английского словосочетания Global Positioning System, которое переводится на русский язык как Глобальная система определения координат. Благодаря этой системе можно с точность до 100 метров (для гражданских моделей, армейские имеют еще большую точность) определить местоположение, географические координаты, высоту над уровнем моря, направление и скорость движения, точное время.

Все система GPSсостоит из 24 искусственных спутников земли системы NAVSTAR, которые висят над землей на 6 круговых орбитах, под углом 60 друг к другу. Каждый спутник совершает свой виток вокруг земли за 12 часов. На каждом спутнике находятся солнечные батареи, атомные часы, с точность до наносекунд отсчитывающие время, вычислительное устройство, пятидесяти ватный передатчик с рабочей частотой 1575 МГц. Стоимость одного спутника полмиллиона долларов, а срок службы до десяти лет.

Первый навигационный спутник поднялся на орбиту в феврале 1978 года

Отечественной военно-космической промышленностью тоже была создана альтернативная спутниковая система ГЛОНАСС. Однако, ее надежность и потребительские характеристики существенно ниже, чем у NAVSTAR, и на сегодняшний день широкого распространения эта система не получила.

Спутники постоянно передают на наземные станции слежения, объединенные в единую сеть, свой статус (работоспособность системы), точное время и дату, данные альманаха, время отправки информации. Альманахом в GPS называют орбитальные данные спутника, то есть, в каком месте небесной сферы он должен находиться в определенное время суток.

На основании данных, полученных со спутника, GPS приемник определяет расстояние до видимого над горизонтом каждого спутника и вычисляет координаты своего местоположения. Для определения только широты и долготы необходимо сопоставить данные от трех спутников, для определения еще и высоты над уровне м море – требуется «засечь» четыре спутника. Но поскольку скорость распространения радиосигналов постоянна и равна скорости света, расстояние до спутников определяется по задержке времени приема сообщения GPS-приемника относительно времени отправки сообщения с борта спутника. Конечно, для точного определения этой задержки часы на спутниках и часы в GPS-приемнике должны быть абсолютно синхронны, что обеспечивается синхронизацией часов приемника по сигналам от спутников.

До 2000 года основной проблемой в использовании GPS было наличие так называемого, режима «ограниченного доступа». В этом режиме в сигналы спутников, Министерством обороны США вводилась погрешность, позволяющая определять местоположение с точностью не более 100 м, хотя принципиально точность GPS-системы может достигать нескольких сантиметров. С 1 мая 2000 года режим «ограниченного доступа» был снят. Другими, не рукотворными, источниками погрешности являются неудачная геометрия взаимного расположения спутников, многолучевое распространение радиосигналов (влияние переотраженных радиоволн на приемник), ионосферные и атмосферные задержки сигналов и др. Но информация обычно перепроверяется от нескольких спутниках и природные помехи легко вычисляются.

Сегодня система GPS позволяет определить местоположение в любой точке на поверхности земли, на море и в околоземном пространстве. В зависимости от области применения, диапазон которой довольно широк, а также от стоимости, которая может колебаться от сотен до нескольких тысяч долларов, исполнение GPS-приемников также весьма разнообразно. В целом весь спектр моделей можно разделить на четыре большие группы:

Персональные GPS приемники индивидуального применения. Эти модели отличаются малыми габаритами и широким набором сервисных функций: от базовых навигационных, включая возможность формирования и расчета маршрутов следования, до функции приема и передачи электронной почты.

Автомобильные GPS приемники, которые предназначены для установки в любом наземном транспортном средстве и имеют возможность подключения внешней приемо-передающей аппаратуры для автоматической передачи параметров движения на диспетчерские пункты.

Морские GPS приемники, оснащенные ультразвуковым эхолотом, а также дополнительными сменными картриджами с картографической и гидрографической информацией для конкретных береговых районов.

Авиационные GPS приемники, используемые для пилотирования летательных аппаратов, включая коммерческую авиацию.

Так какой же приемник стоит купить?

Для себя необходимо определиться: зачем нужен прибор, где планируется его использовать, нужно ли закачивать в него карту местности? Ответы на эти вопросы помогут сделать выбор из всего многообразия близких по своим свойствам, но в тоже время разных приемников.

В первую очередь необходимо определиться с ценовой категорией приемника, или, сколько денег можно потратить на прибор, без которого спокойно жили раньше, и который теперь решили приобрести.

Во всем многообразии оборудования GPS можно выделить несколько категорий устройств, и сделано это отнюдь не случайно. С каждой последующей категорией у приемников появляется ряд дополнительных функции и, соответственно, выбор приемника, исходя из его цены, может быть первой отправной точкой при выборе приемника.

Цена до 200 долларов

В данную группу попадает всего приёмники: eTrex и GPS 12. Это два самых простых прибора. GPS 12 выпускается уже более 5 лет, а eTrex — относительно свежая модель, его выпуск начался чуть больше года назад.

Если Вы решили выбирать между этими моделями, то хочется отметить следующие моменты.

  • GPS 12 больше и тяжелее eTrex на 170 грамм;
  • GPS 12 питается от 4 батареек размера АА, а eTrex — от двух. Соответственно, в дальних походах для GPS 12 придется нести в два раза больше батареек;
  • у GPS 12 больше экран (5,6 х 3,8 см), но он имеет только 2 цвета. У eTrex экран, хоть меньше (5,4 х 2,7 см), но он имеет четыре градации серого и разрешение его лучше, чем у GPS 12.

Хочется отметить существенный недостаток eTrex: у него нет функции прокрутки экрана, т.е. нельзя перемещать по экрану пройденный трек. Для просмотра всего трека приходиться уменьшать масштаб, а это, при большом количестве точек, приводит к замусориванию экрана и невозможности за надписями разглядеть трек. У GPS 12 же есть кнопки прокрутки экрана. На первый взгляд несущественный недостаток у eTrex очень быстро приобретает характер обиды, что в столь неплохом приборе нет такой приятной мелочи.

Про водобрызгозащищённость хочется отметить следующее: Garmin утверждает, что эти два прибора имеют одну и ту же категорию защиты. Но GPS 12 полностью запаянный прибор, а eTrex имеет разборный, заклеенный по краю резинкой, корпус. Более того, отверстие в батарейном отсеке eTrex изнутри заклеено кусочком пластика, через который видно плату приёмника.

Пользоваться обоими приборами удобно, софт продуман и очень легко к нему привыкаешь. Но здесь первенство держит, всё-таки, eTrex. Им можно управлять одной рукой, сказалось то, что данный прибор нового поколения.

GPS 12 может сохранять 20 маршрутов по 30 точек, в отличие от eTrex, у которого всего один маршрут, содержащий 50 точек. Один маршрут плох тем, что нельзя заранее спланировать маршрут. Получается, если сначала прошли по одному маршруту, то по завершении движения по нему или при необходимости составить новый, нужно его стереть и затем уже проложить новый.

Недостатком обоих приборов является то, что к ним нельзя подключить внешнею антенну, что может приводить к потере сигнала от спутников, если Вы находитесь внутри автомобиля.

Если резюмировать всё вышесказанное, то можно сказать, что это два простых в использовании и одновременно надежных прибора. Благодаря своей относительно небольшой цене завоевали широкую популярность в нашей стране. GPS 12 пользуется большим спросом среди охотников и рыболовов за свою надёжность и влагозащищённость. eTrex же более современный и удобный в использовании.

Цена до 250 долларов

В данной категории присутствует прибор eTrex Venture.

У этой модели новый экран с четырьмя градациями серого и разрешением 160 х 288 точек. На таком экране вся информация легко читается и совсем не раздражает глаза.

Большим плюсом является наличие у данного приемника джойстика. Этим джойстиком можно управлять меню и, что очень приятно, перемещать карту на экране. Еще одно отличие от самого простого прибора этой серии — прибавилось количество запоминаемых маршрутов. Теперь их 20 по 50 точек в каждом, либо один с 500 маршрутных точек.

Благодаря этим дополнительным функциям у такой дешевой модели практически нет недостатков присущих eTrex и GPS 12, и думаю, что в ближайшее время данная модель будет самой популярной из серии eTrex.

К недостаткам можно отнести то, что у всех приборов серии eTrex, у него нет возможности подключения внешней антенны, а так же то, что нет возможности загрузки карт. Имеющаяся внутренняя память в 1 Мб предназначена для записи интересных точек (Points of Interests — POI). Но в комплекте есть только компакт диск интересных точек пяти американских городов и столицы Канады. На данном диске приведены музеи, выставки и другая подобная информации. Но способа заменить информацию с этого диска, внутри GPS приемника нет, т.е. самому записать свои точки с полным описанием невозможно. Получается, что все покупатели данного приемника в Европе и в России переплачивают деньги за ненужную им «память».

Цена до 300 долларов

В данную группу попадает несколько приборов: это представители серии eTrex под названием Summit, GPS II+ и GPS 12 XL.

Начнем с GPS II+. Этот сравнительно недавно выпущенный прибор обладает рядом преимуществ. Во-первых, внутри этого приёмника зашита база данных городов Европы. В этой базе только координаты городов, а автомобильных дорог и, тем более, планов городов внутри нет. К сожалению, данные в базе никак не могут быть изменены пользователем, поэтому добавить нужный город нет возможности. Во-вторых, имеется гнездо для присоединения внешней антенны, что делает данный приёмник удобным при пользовании в автомобиле.

К достоинствам данного прибора можно отнести то, что у него штатная антенна не встроена, и при прочих равных условиях, данный прибор определяет координаты в гораздо худших условиях нежели это делают приборы со встроенной внутрь прибора антенной. У GPS II+ существует возможность изменять расположение экрана. При движении пешком можно задать вертикальное положение, а при движении в автомобиле — горизонтальное. Еще данный приёмник имеет звуковую сигнализацию и при приближении к заданной точке оповещает Вас об этом продолжительным звуковым сигналом.

К недостатком данного прибора можно отнести то, что экран у GPS II+ черно белый, что сейчас уже не удовлетворяет возросшему требованию к потребительским свойствам приемника. Также не в пользу GPS II+ тот факт, что для работы ему нужно 4 батарейки.

О GPS 12XL можно сказать, что это точно такой же прибор, как и GPS II+, только выполненный в другом корпусе. GPS 12XL продолжает серию приёмников, которую открыл GPS 12. Как и GPS 12, данный прибор считается одним из самых надежных и неприхотливых в работе. При сравнении данного прибора с GPS II+ можно отметить недостатки: у него внутренняя антенна и нет возможности изменять рабочее положение экрана.

У eTrex Summit, как и у всех приборов серии eTrex, нет возможности подключить внешнею антенну, что это можно смело отнести к недостаткам данного класса. Так же непонятно почему Garmin в данной модели использовал экран с худшими параметрами, нежели экран у eTrex Venture. Разрешение дисплея у него всего 64 х 128. Также у данной модели нет джойстика для перемещения по карте и меню. Но, несмотря на это, у eTrex Summit есть функции, которыми обладает только самый дорогой прибор данной серии eTrex Vista. Это — наличие встроенного электронного компаса и барометрического высотомера.

Электронный компас — очень полезная функция. Если в перечисленных до этого приборах для определения сторон света или при движении на заданную точку для определения азимута нужно обязательно двигаться, то в eTrex Summit данная задача решается гораздо удобнее. Электронный компас будет показывать интересующее направление, даже когда он находится на месте и что еще более важно, даже тогда, когда вращается вокруг своей оси. Данная функция важна в горах и в тех местах, где отсутствует достаточное пространство для перемещения в ту или иную сторону.

Наличие встроенного барометрического высотомера позволяет отслеживать изменение высот и отображать эту информацию на барограмме.

Встроенный электронный компас и барометрический высотомер сделали данный прибор популярным среди альпинистов и любителей дельтапланеризма и парапланеризма.

Цена до 350 долларов

В эту категорию входят GPS 128, eTrex Legend и GPS eMap.

Параметры GPS 128 точно такие, же как и GPS 12XL. Отличие данного приемника в том, что он предназначен для стационарной установки. Именно поэтому он обладает большим экраном 6 х 9,2 сантиметров с разрешением 64 х 100. К сожалению, этот экран черно белый. Благодаря своему большому экрану и тому, что в комплект поставки входит внешняя антенна с 10 метровым кабелем, данный приемник является самым популярным среди яхтсменов и джиперов.

Приемник eTrex Legend является первым из всей серии, в который можно загружать карты. Благодаря своему экрану с разрешением 160х288 и четырьмя градациями серого вся информация отображаемая приемником читается очень легко. Наличие джойстика позволяет перемещать карту по экрану и следить за своим перемещением.

Внутренняя память в 8 Мб дает возможность закачивать внутрь прибора карты. Карты представлены на дисках MapSource, или продаются отдельно. При записи карт внутрь прибора существует одна неприятность — при перезаписи нужной в данный момент карты внутренняя карта стирается, а это не всегда удобно.

К недостаткам, как всегда у приборов серии eTrex, относится отсутствие возможности подключения внешней антенны. Так же объем внутренней памяти в 8 Мб может быть недостаточным при загрузке больших карт.

GPS eMap в стандартной комплектации тоже попадает в эту группу. Достоинством этого приемника является то, что при его разработке были учтены пожелания автомобилистов. Возможность подключить внешнею антенну позволяет легко пользоваться данным прибором в автомобиле.

Большой экран 4,2 х 5,6 сантиметров с четырьмя градациями серого и разрешением 120 х 160 легко читается с любого расстояния и при любой загруженности карты. Дружественный и понятный интерфейс превращает работу с этим прибором в удовольствие.

В стандартной комплектации внутри прибора уже есть карта всего мира, но если есть необходимость в более подробных картах, то их можно загрузить с дисков картографической продукции MapSource или других у других продавцов.

К достоинствам этого прибора можно отнести то, что у него имеется возможность загрузки карт на Flash-карты объемом 8, 16, 32, 64 и 128 Мб. С таким выбором возможного объема внутренней памяти можно загрузить внутрь прибора большое количество картографического материала. При хранении карт на картриджах, не стирается изначально загруженная внутрь приемника карта. Это является явным преимуществом перед приборами, внутрь которых закачиваются карты.

В минимальной комплектации в комплект поставки данного прибора входит лишь сам приемник и шнурок для переноски. Именно поэтому данный GPS приемник обладает сравнительно невысокой ценой. В более дорогой версии в комплект поставки входит еще и картридж для записи карт объемом 8 или 16 Мб, а также кабель для соединения с компьютером.

К недостаткам можно отнести то, что данный прибор является всего лишь брызгозащищенным, но не водозащищенным, как все остальные приборы.

Наибольшей популярностью этот приёмник пользуется именно среди автолюбителей.

Цена до 500 долларов

В данную ценовую категорию попадают два прибора: eTrex Vista и GPS III+.

eTrex Vista — это наиболее продвинутый приёмник в серии eTrex. Прибор имеет встроенный барометрический высотомер, электронный компас, экран с хорошим разрешением и четырьмя градациями серого. Наличие джойстика позволяет легко осуществлять навигацию по меню прибора и перемещать карту по экрану. Для загружаемых карт предусмотрена внутренняя память размером 24 Мб. Это самая большая внутренняя память.

Как всегда к недостаткам можно отнести традиционное отсутствие возможности подключения внешней антенны.

GPS III+ — надежный прибор. Данное качество подтверждает тот факт, что его облюбовали джиперы. Наличие съемной антенны и возможность подключить внешнюю делают этот прибор незаменимым при использовании в местах со слабым уровнем сигнала или в автомобиле. Наличие функции поворота изображения на экране позволяет отображать информацию как в горизонтальном, так и в вертикальном положении приёмника.

Для загрузки карт в данном приемнике предусмотрена внутренняя память. Объем этой памяти, по современным меркам, небольшой, но все равно позволяет решать большинство тактических задач при навигации.

Термины GPS навигации

 

Глоссарий Барометрический высотомер позволяет навигатору определять высоту над уровнем моря, ориентируясь не по данным системы GPS, а по атмосферному давлению. При правильной калибровке обеспечивает погрешность в 3 метра. Даёт возможность просматривать график высоты (по времени и по пройденному расстоянию) и давления.

Электронный (магнитный) компас позволяет ориентироваться по сторонам света без использования возможностей GPS. Требуется при отсутствии видимости созвездия спутников и в горах (где нельзя осуществить лишнее перемещение).

Jeppesen авиационная база данных. В базе содержатся данные по аэропортам, VOR, NDB, частоты, ВПП, FSS, ARTCC, MSA, SID/STAR, воздушные коридоры. База «Americas» покрывает Северную, Южную и Центральную Америку, включая Карибы, Гаваи, Багамы и остров Мидуэй. База «Atlantic» покрывает Европу, Африку, Средний Восток и Азию. База «Pacific» покрывает Тихий Океан, Восточную Европу и Азию, Средний Восток, включая Гаваи. Новые версии выходят с периодичностью в 28 дней.

Latitude (LAT) – географическая широта.

Longtitude (LON) – географическая долгота.

Route — спланированный маршрут, состоящий из занесённых ранее в память путевых точек.

SA (Selective Availability) — Режим Ограниченного Доступа — программа Министерства Обороны США по ухудшению сигналов спутников, принимаемых гражданскими GPS приёмниками. Это достигается путём искажения данных эфимериса и времени в передаваемых сигналах. Отключёна в мае 2000 года.

WAAS (Wide Area Augmentation System) система спутников и наземных станций, производящая корректировку сигналов GPS. WAAS создана FAA (Federal Aviation Administration) и Департаментом Транспорта США для обеспечения точной навигации полётов. WAAS обеспечивает погрешность определения координат менее 3 метров. Сейчас эта система доступна только на территории Северной Америки. В Европе разрабатывается аналогичная система: Euro Geostationary Navigation Overlay Service (EGNOS).

Что может GPS?

1. Определить направление движения.

Например, наша цель находиться далеко, вне приделов прямой видимости. Дороги, как таковой до цели нет. Идти и ехать, строго сверяясь по компасу и придерживаясь одного и того де направления очень тяжело, а порой и просто невозможно. Но если ввести в GPS координаты нужной точки, хотя бы примерное расстояние по карте и азимут, введя вся это в GPS , как точку маршрута (WayPoint) и активируем режим движения (GoTo) прибор всегда будет показывать верное направление до цели.

2. Определить свое местоположение на местности.

Находясь в поездке или походе, бывают такие ситуации, когда человек оказывается «один на один» с природой. Когда нет ни карты, ни компаса, нет доступных ориентиров, но есть предыдущая точка нахождения, отмеченная на GPS. Не важно, привязанная или нет, к карте. С помощью GPS можно определить свои текущие координаты, а зная предыдущую точку положения, можно просчитать пройденное расстояние, азимут движения для возвращения, не смотря на ни на какие «неведомые дорожки».

3. Определение маршрута движения.

Очень часто на расе и маршруте похода важно вернуться на какое-то определенное место. Как то: сходить/съездить на разведку и вернуться в лагерь; оставив какие-либо вещи или предметы на трассе иметь возможность вернуться и забрать их; найти контрольную точку маршрута.

В таких ситуация не всегда можно опираться на человеческую память. Визуальные ориентиры не актуальны, при плохой видимости или погоде, с изменением времени суток окружающая природа тоже преображается…

Функция записи участка пути называется Track., с ее помощью можно из любой непролазной чащи вернуться на тропу. Особенно это важно, при плохой видимости или если дорога едва различима.

Еще один важный момент использование GPS — отметка по ходу движения. Можно отметить удобные места для стоянки, контрольные точки маршрута, да и просто отметить дорогу для возвращения.

4. Определение высоты своего положения на местности. Расхождение между истинными данными и показаниями карт могут расходиться на многие десятки метров. Не самая важная функция GPS, но иногда бывает весьма полезной.

5. Определение скорости движения. Пожалуй, одна из самых важных для автомобилистов возможностей GPS навигации. С помощью любого GPS приемника можно оценить среднюю скорость движения, а отсюда и время прибытия, рассчитать количество горючего.

6. Электронный компас. Как отмечено выше, на недорогих моделях функция компаса работает только в движении. Что не особенно приятно для пешей прогулки, но в автомобиле, в дальней поездке по незнакомой местности, или на соревнованиях, такая помощь от GPS вполне.

7. Определение времени восхода и захода солнца. Интересная функция, но ее роль полезна в основном для спортсменов и профессиональных путешественников.

8. Определение времени. Показания GPS дают одно из самых точных значений времени для конкретной точки земной поверхности.

Основные характеристики GPS навигации.

Точность ориентирования GPS -(Accuracy) не требует специальной штурманской подготовки. Но для дальних путешествий с привязкой по карте, ошибки могут возникать, вызванные скорее картой, так как самая свежая съемка местности в нашей стране проводилась в начале восьмидесятых. Более свежих карт найти невозможно. Ну и конечно при работе с картой требуется небольшой навык. Безусловно, большие ошибки могут возникать при ориентировании на карте с помощью обычного компаса и линейки.

Погодные условия на GPS не влияют. Приемник видит и слышит спутники и ночью, и в туман, и в дождь. Некоторые помехи при работе GPS могут наблюдаться в лесу, в ущельях, где есть дефицит открытого неба. Чем меньше обзор в вышину, тем труднее дается GPS установка связи со спутниками. Например, в глухой тайге может вообще ничего не получиться, до выхода на первую поляну. Но на автомобильной трассе такое мало вероятно. И еще одни интересный момент, если GPS один раз настроился на спутники, то последующая потеря одного или даже двух не так уж и страшна — ориентирование даже не прервется.

Энергоемкость или расход энергии зависит от модели GPS. Базовый eTrex может непрерывно работать от двух щелочных батареек более 20 часов. Но лучше не рисковать, и купив приемник, сразу перевести его в экономный режим работы и не держать постоянно включенным этого никогда не требуется. Лучше включать приемник только для записи информации, или, если GPS действительно нужен для ориентирования.

Если не пользоваться GPS постоянно, то одного комплекта батареек хватит на неделю. Но для первого «эксперимента» лучше взять с собой запасные.

Хранить и перевозить GPS лучше в специально чехле, если он не вмонтирован на приборной панели. Ну а чехол лучше сшить самому, так как те, что продают производители сделаны из кожи или кожзаменителя и мало пригодны для суровых и экстремальных походов.

Еще один важный вопрос: боится ли GPS воды? Фирма-производитель Garmin утверждает, что нет. Однако, лучше не рисковать и не погружать его в оду или не оставлять валятся в росе на траве. Как показывает практика, под дождем GPS ведут себя вполне нормально.

Конечно GPSне панацея, он не может заменить компас, карту и самое главное мозги. Не надо считать, что GPS — нянька, которая выведет на любом маршруте и выручит из любой передряги. Но GPS реально поможет сэкономить время, рассчитать силы на маршруте и ориентироваться в сложных метеоусловиях. При весе в 150 гр и цене порядка $200 он окажется весьма не лишним и не подведет.

Основные функции GPS приёмников.

Основные
Свойство Варианты Пояснение
Приёмник Мультиплексный Мультиплексный приёмник имеет только один канал. В один момент времени он принимает сигналы только одного спутника, переключаясь между несколькими доступными. Такие приёмники лучше работают на открытом пространстве, т.к. сигнал легко может быть потерян из-за строений или других препятствий. Мультиплексные приёмники уже практически не используются.
Параллельный Параллельный приёмник имеет несколько каналов (обычно — 12), с помощью которых может одновременно принимать сигналы от нескольких спутников. Такой приёмник гораздо лучше «держит» сигналы спутников и более точно определяет координаты. Если Вы планируете использовать GPS в большом городе или горах, Ваш выбор — параллельный приёмник.
Антенна Внешняя Внешняя антенна типа «четырёхзаходная спираль» представляет собой спиральную катушку в пластиковом корпусе, вынесенную из корпуса приёмника. Такая антенна наиболее приспособлена к приёму сигналов спутников, расположенных около горизонта, и хуже принимает сигналы спутников сверху. Обычно эта антенна является съёмной, вместо неё можно подключить выносную антенну, расположив её, например, на крыше автомобиля, для более качественного приёма.
Патч-антенна Патч-антенна — плоская антенна, встроенная в корпус приёмника. В противовес внешней, она более приспособлена для приёма сигналов спутников вверху и хуже принимает сигналы спутников, расположенных около горизонта.
Источник питания Батареи Большинство портативных GPS приёмников работают от батарей. Это и обеспечивает их портативность. При выборе навигатора обратите внимание на тип и количество используемых батарей, продолжительность их работы.
Внешний источник Многие портативные GPS приёмники имеют возможность подключения внешнего источника питания. Это удобно, например, если Вы собираетесь весь день ехать в машине по GPS приёмнику и не хотите тратить батарейки. Автомобильные, морские и авиационные GPS, встраиваемые в приборную панель, питаются от внешнего источника.
Дисплей ЖКИ панель Все GPS приёмники отображают информацию на ЖКИ дисплее. Варианты: 2 цвета или 4 градации серого.
Цветная ЖКИ панель На цветном дисплее гораздо легче читаются карты, чем на обычном экране с градациями серого. Однако, цветные ЖКИ дисплеи потребляют гораздо больше электроэнергии, соответственно батарейки садятся быстрее.
Стандартные
Свойство Пояснение  
Встроенная карта Большинство GPS приёмников отображают Вашу долготу, широту и высоту, но они не смогут показать Ваше положение на детальной карте. Перед покупкой приёмника Вы должны определиться какой вид карт подходит Вам больше всего и убедится, что выбранный приёмник поддерживает эти карты. Многие GPS приёмники уже содержат общую карту мира (базовая карта), но на ней отображены только крупные города, дороги и участки воды. Некоторые навигаторы могут хранить в памяти более качественные карты или позволяют загружать требуемые карты.  
Карты памяти Некоторые навигаторы позволяют использовать специальные картриджи (флеш-карты), с более детальными картами районов.  
Загрузка карт Некоторые GPS приёмники позволяют загружать себе в память векторные карты с компьютера.  
Путевые точки Вы можете сохранять в памяти навигатора некоторое количество (500 и более) путевых точек — на ходу или задавая их координаты по карте — и составлять из них маршруты. Ваш GPS сможет провести Вас вдоль этого маршрута от точки к точке. Вы также можете спланировать маршруты по бумажной карте, сохранить всю информацию в навигаторе и ходить на местности по составленному маршруту.  
Запись трека (Track Log) GPS приёмники с такой функцией могут записывать трек (путь), по которому Вы движетесь. Эта функция пригодится, если Вы заблудились или хотите сохранить пройденный трек, чтобы пройти его когда-нибудь ещё раз. Также по треку можно определить, на сколько далеко Вы прошли по маршруту.  
Память Если Вы собираетесь активно использовать планирование маршрутов и запись треков, Вы должны выбирать GPS с достаточным объёмом памяти. Продумайте, сколько может Вам потребоваться точек и выберите соответствующий навигатор. Так же удостоверьтесь, что GPS не сотрёт Ваши данные во время замены батареек. Последние модели навигаторов имеют энергонезависимую память для хранения точек, треков и маршрутов.  
Разъём данных Одним из путей, увидеть своё положение на детальной карте местности, является подключение навигатора к компьютеру (настольному, портативному или КПК). Разъём данных позволяет сопрягать GPS с большим количеством программного обеспечения. В связи с ограниченностью памяти приёмника эта функция может быть очень полезна, т.к. позволяет сохранить на ПК практически не ограниченный объём данных (точки, треки, маршруты).  
Время восхода/захода Солнца Некоторые GPS приёмники могут отобразить время восхода/захода Солнца в любой заданной точке. Это позволит Вам так спланировать маршрут, чтобы Вы не путешествовали в темноте. Полезно для скалолазов, моряков, пилотов и т.п.  
Одометр В большинстве современных навигаторов есть одометр, который позволяет Вам контролировать пройденное расстояние. Как и одометр в автомобиле, этот в некоторых случаях может быть полезен.  
Спидометр Большинство GPS приёмников могут показывать скорость Вашего движения. Это полезно знать для расчёта продолжительности пути при текущей скорости. Приёмники, имеющие спидометр, могут выдать Вам такие параметры как ETA (Estimated Time of Arrival — приблизительное время, оставшееся до прибытия в заданную точку) и ETE (Estimated Time Enroute — приблизительное время суток, по прибытии в заданную точку).  
Единицы измерения Убедитесь, что приёмник может отображать параметры в единицах, требуемых Вам. Например, если Вам требуется GPS для навигации на море, Вам понадобится навигатор отображающий данные в морских милях. Другим вариантом является выборочная настройка отображения единиц: например, высота в футах, расстояние в километрах.  
Индикатор точности Большинство GPS приёмников могут предупреждать Вас об ухудшившейся точности определения координат. Это может происходить вследствие плохого приёма сигналов спутников или неисправности навигатора.  
Дополнительные
Свойство Пояснение  
Дифференциальный GPS Дифференциальный GPS — технология, использующая второй GPS приёмник, для корректировки сигналов спутников. Этот приёмник устанавливается в точке с точно известными координатами, формирует корректирующие сигналы и передаёт их в эфир. Эти сигналы, вместе с сигналами спутников, принимает GPS пользователя.  
Встроенная база данных GPS приёмники, разработанные специально для авиации или морской навигации, могут уже иметь в памяти путевые точки, маркеры. Такие базы содержат данные по аэропортам, портам и т.д.  
Поворотный экран Некоторые GPS приёмники имеют возможность поворота изображения на своём экране. Эта функция может быть полезна при одновременном использовании GPS в автомобиле/самолёте (горизонтальное положение) и в руках (вертикальное положение).  
Пользовательские поля путевого компьютера Приёмники с такой функцией позволяют более удобно получать путевую информацию. Вы можете настроить поля путевого компьютера на одновременный вывод именно тех данных, которые Вам нужны в данный момент.  
Водозащищённость Если Вы будете использовать GPS на рыбалке, охоте или в пеших походах, выбирайте приёмник с хорошей водозащищённостью. Некоторые приёмники имеют запаянный корпус, они хорошо защищены от воздействия влаги и могут находится в воде некоторое время. Другие же навигаторы имеют лишь уплотнённые швы и могут защитится только от дождя. Подумайте, в каких условиях предполагается эксплуатировать приёмник и сделайте правильный выбор.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий