В скором будущем году любой желающий сможет пользоваться российской космической системой определения координат ГЛОНАСС — аналогом американской GPS.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ГЛОНАСС?
Американская система навигации GPS уже больше двух десятков лет работала по всей планете, не зная конкурентов. Ей пользуются и летчики, и моряки, и обычные любители — путешественники по всему миру, в том числе и в России. В принципе, у нас тоже давно есть своя глобальная навигационная спутниковая система, но до недавнего времени она была доступна только военным.
Однако с 1 января 2007 года Минобороны сняло все ограничения по точности определения координат и полностью вывело свое детище на гражданский рынок. В конце 2006 года были запущены очередные три спутника, приблизившие полномасштабное развертывание ГЛОНАСС по всему миру. Что это означает для нас — смертных? По заверениям военных, к концу будущего года россияне смогут пользоваться отечественным аналогом американского GPS. Правда, пока только на территории России. А к 2009 году ГЛОНАСС покроет весь мир.
Область гражданского применения этой системы самая разнообразная. Можно установить этот прибор у себя в машине и, не заглядывая в атлас, доехать из точки А в точку Б (даже если эти точки — Владивосток и Сочи). А можно положить в карман своего ребенка небольшой брелок с чипом, и, сидя дома или на работе перед компьютером, вы всегда узнаете, где находится любимое чадо. Микрочип даже можно вшить в ошейник своей собаки или кошки, если очень боитесь потерять питомца.
Но возникает логичный вопрос:
Зачем тратить деньги на ГЛОНАСС, если есть прекрасно зарекомендовавший себя GPS?
Во-первых, максимальная точность определения координат у американских приборов — до пяти метров. У наших — до одного.
Во-вторых, GPS принимает сигналы только своей системы, а российский аналог сможет работать сразу в трех — ГЛОНАСС, GPS и европейской «Галилео».
В-третьих, в отличие от США — российская новинка работает не на одной, а на нескольких частотах, что улучшает прием сигнала. У американцев, правда, есть и вторая частота, но она используется исключительно в военных целях и строго закодирована. Так что в случае, не дай бог, вооруженного конфликта Пентагон может запросто отключить и «мирную» частоту. На нашей обороноспособности это никак не скажется, независимый от штатов ГЛОНАСС сможет «проводить» любую высокоточную ракету в любую точку мира. Зато гражданские приемники превратятся в бесполезную пластмассовую коробку.
Однако у GPS есть одно немаловажное для потребителя преимущество перед ГЛОНАСС — цена самого прибора. К примеру, автомобильный комплект для приема американского сигнала стоит нынче от $200. Российский же аналог обойдется пока минимум в $500. Впрочем, производители заверяют, что при росте спроса стоимость приемников будет неуклонно падать.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ РУССКОМУ GPS?
Для того чтобы ГЛОНАСС заработал на территории России, на орбите должно быть минимум 18 спутников. Пока их 17, но в 2007 году этот минимум будет наконец-то достигнут. «Надо создать систему ГЛОНАСС в более короткие сроки, чем те, какие первоначально планировались — к 2008 году», — с таким требованием Владимир Путин не так давно обратился к членам правительства. Для того, чтобы выполнить это поручение, потребуется, по предварительным расчетам, около $150 млн. Окупать эти затраты будут потенциальные гражданские пользователи.
Решение «рассекретить» показания ГЛОНАСС означает не только то, что военные готовы буквально выполнить поручение президента, сдав ГЛОНАСС раньше первоначальных сроков, но и то, что эта система будет действительно общедоступным и коммерчески выгодным продуктом. По словам Сергея Иванова, любой пользователь системы сможет определить свое местоположение в любой точке планеты с точностью до 1 метра. Раньше такая возможность была только у американских и российских военных.
Научно-производственное объединение Прикладной механики им. Решетнева (НПО ПМ, Железногорск, Красноярский край) подготовило четыре спутника Земли серии «Глонасс-М» для пополнения национальной навигационной системы страны. 25 декабря 2006 был произведен проведен запуск сразу трех космических аппаратов ГЛОНАСС, но они пошли на смену отслужившим свой ресурс, а четвертый, который и замкнет контур над Россией, еще находится на земле. Так как запуском лишь одного аппарата проблема не решается — у части спутников уже истекает срок эксплуатации. Технически довести группировку до требуемого количества можно, но на это нужны дополнительные средства и пуски. Так, запуск одной ракеты-носителя «Протон» обходится казне в $35 млн. На ней можно «поднять» 3 спутника, каждый стоимостью $10 млн. Довывод еще четырех спутников будет произведен двумя ракетами-носителями «Союз». Стоимость каждой — $20 млн. Итого, необходимо около $150 млн. Причем, как говорят в Роскосмосе, этот вариант не предусматривает дублирования на случай выхода из строя какого-либо из спутников. Чтобы подстраховаться, нужно будет поднять на орбиту еще 3 аппарата ГЛОНАСС, то есть необходим еще один «Протон».
Эти затраты может окупить только коммерческое использование системы. Как подчеркнул Путин, сейчас многие предприятия и даже целые регионы заключают контракты с GPS, лишая тем самым ГЛОНАСС надежды на прибыль. Необходимость ускоренного завершения развертывания группировки ГЛОНАСС вызвана еще и тем, что в России идет принятие на вооружение «умного» оружия, которое без качественной системы спутникового наведения не способно попасть в цель.
В 2007 году планируется изготовить и запустить не менее шести спутников серии «Глонасс-М». И, ускорить ввод в эксплуатацию нового спутника «Глонасс-К», имеющего более легкий вес, лучшие характеристики и гарантированный срок работы на орбите до 10-12 лет, испытания которого начнутся не в 2010 году, как планировалось ранее, а на два года раньше. Об этом сообщил гендиректор предприятия НПО ПМ Николай Тестоедов на международном Сибирском авиакосмическом салоне САКС-2006. По его словам, запуск нового космического аппарата на околоземную орбиту будет «экономически выгоднее». «Три таких спутника «Глонасс-К» с космодрома могут быть запущены одной ракетой-носителем «Союз», для запуска трех спутников «Глонасс-М» требуется тяжелая ракета «Протон-М», — пояснил Тестоедов. — Навигационный спутник будет значительно меньше и легче своих предшественников — почти в два раза».
Гендиректор подчеркнул, что установленные на спутнике приборы позволят обеспечивать более высокую точность определения координат по горизонтали и вертикали, спутник станет многофункциональным: на него будет устанавливаться больше дополнительной аппаратуры, например, для определения курса судов и т.д. «Это не просто замена одного спутника на другой, он станет на порядок выше и совершеннее по своим параметрам», — отметил Тестоедов.
НПО ПМ созданы и успешно эксплуатировались более 1120 космических аппаратов на орбитах высотой от 500 до 40 тыс км — это каждый третий отечественный спутник. В отдельные годы на различных орбитах одновременно работало свыше 120 спутников, которые составляли фундамент национальной орбитальной группировки.
Так что – так или иначе, но к 2009 году вокруг Земли будут летать 24 спутника ГЛОНАСС, что позволит пользоваться отечественной системой по всему миру.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ
«Если мы сумеем выполнить свои планы, — сообщил Сергей Иванов, — то датчик ГЛОНАСС можно будет повесить хоть на вашу кошку или собаку. И вы всегда будет знать, где они находятся…».
Поездка в 2006 году С. Иванова по военно-промышленным предприятиям Сибири совпала с указом президента Владимира Путина о создании постоянно действующей военно-промышленной комиссии при правительстве во главе с министром обороны. Фактически, вице-премьер и начал эту работу сразу же после оглашения президентского решения. По словам главы Минобороны, его новое качество позволит четко контролировать исполнение гособоронзаказа и при необходимости со всей жесткостью спрашивать с директоров предприятий за расходование государственных средств.
По словам первого заместителя главы военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, главной функцией нового органа станет организация и координация деятельности федеральных органов власти на этапе формирования программ, их исполнения и контроля за своевременностью выполнения принятых решений по разработке вооружений и военной техники. Это очень серьезные полномочия, позволяющие реально управлять процессами в рамках выполнения гособоронзаказа. То есть впервые в российской истории определено, кто конкретно несет персональную ответственность за исполнение гособоронзаказа.
По словам Путилина, комиссия не будет подменять хозяйствующие субъекты, а станет воздействовать на федеральные органы исполнительной власти, которые являются заказчиками вооружений и военной техники. Ведь именно федеральные исполнительные органы, с одной стороны, участвуют в выполнении контрактов, а с другой, должны контролировать ход выполнения оборонзаказа непосредственно предприятиями. Такая схема «воздействия» подразумевает не только экономическое влияние, но и кадровое — особенно при образовании совета директоров, если есть соответствующая собственность государства. То есть рычагов влияния больше, чем достаточно. Нужно только желание и истинное понимание положения в ВПК.
Если судить по результатам поездки Иванова на НПО им. Решетнева, то потенциал по спутники системы ГЛОНАСС у России есть. При соблюдении заложенных в гособоронзаказ параметров финансирования фирма готова производить в год до 4 космических аппаратов. Единственная проблема в том, что аппаратура приема информации с них есть только у военных. В розничной торговле пока не найти ни одного бытового приемника. Проблему должно решить Минсвязи, видимо, координация усилий с ним по налаживанию производства такой аппаратуры станет следующей задачей Сергея Иванова в качестве главы военно-промышленной комиссии.
«Весь проект готов, защищен в Минэкономразвития, Герман Оскарович Греф активно нам помогал, проект рассмотрен на Военно-промышленной комиссии, затем — на правительстве, подписано постановление о корректировке программы ГЛОНАСС», — доложил Иванов президенту Путину. По его словам, на систему планируется дополнительно потратить 1,8 миллиарда рублей, заказы размещены на 25 предприятиях. Сергей Иванов доложил, что «назначен генеральный конструктор — Юрий Орличич, который будет отвечать и за орбитальную группировку, и за наземную аппаратуру». Однако Путин потребовал, чтобы за коммерческое использование глобальной навигационной спутниковой системы был назначен конкретный ответственный чиновник. «Кто будет отвечать за спутниковую группировку — понятно, за наземную систему — понятно, но кто ответственный за освоение рынка услуг?» — поинтересовался Путин. «Мы вместе с Минэкономразвития», — предположил Иванов. «Вместе — значит никто», — возразил президент. По его мнению, «нужна конкретная фамилия, конкретный человек, который уже сейчас начнет прорабатывать эти вопросы с потребителями».
Кроме всего, к работе над системой ГЛОНАСС активно подключается Казахстан, в качестве равноправного партнера. Анатолий Пepминoв — глaвa Роскocмoca — поддержал инициативу, заявив, что российская сторона также готова к такому сотрудничетву. Тем более уже существует один совместный казaхcтaнcкo-российский пpoeкт — запуск казахстанских спутников ДЗЗ (Дистанционного Зондирования Зeмли). О нем также шла речь на coвeщaнии в Кремле. Технические возможности спутниковой системы ДЗЗ, позволяют определять вероятность залежей природных ресурсов с точностью до 70%.
Глава казахстанского правительства Даниал Ахмeтoв высоко оценил положительную динамику двустороннего сотрудничества между Россией и Казахстаном в реализации космических проектов: «Спутник ДЗЗ окупится после первого же нового контракта с пpиpодопoльзoвaтeлями. Казахстан связывает свое космическое будущее только с Российской Федepaциeй».
К 2008 году Казахстан будет иметь на орбите 7 спутников, интегрированных в систему ГЛОНАСС. Премьер отметил, что такое количество собственных спутников «сделает нас несомненным лидером в этой отрасли, во всяком случае, в этой части Света».
ОБЗОР РЫНКА ПРИБОРОВ ДЛЯ НАВИГАЦИИ: ГЛОНАСС ИЛИ GPS.
Рынок приборов для навигации набирает обороты в России, его потенциал сравнивают с азиатским рынком – мировым лидером по динамике развития в этой области.
По данным ГИС-Ассоциации, мировой рынок навигационных услуг в 2006 г. оценивается на уровне 7 млрд. долларов. Потребителями на этом рынке выступают в основном автомобилисты и транспортные компании. Но есть и другие аспекты применения навигации: родители, например, могут определять местоположение своих детей и т.д.
«На российский рынок навигации приходится порядка 6,5 млн. долларов», – рассказал в программе «В фокусе» на телеканале РБК Сергей Миллер, президент ГИС-Ассоциации. Но представители бизнеса дают российскому рынку более высокую оценку. Игорь Петров, коммерческий директор направления «Блаупункт» компании «Роберт Бош», называет сумму в 50 млн долларов всего лишь из предположения, что 2% московских и питерских водителей захотят приобрести устройство для навигации..
Неудивительно, что власти не захотели полностью уступить едва народившийся рынок в пользу американской GPS.
«Бизнес получил сигнал», – выразился Игорь Петров. И, по его словам, к 2009 г., когда ГЛОНАСС планируется сделать глобальной, российский рынок уже получит устройства иностранных производителей, позволяющие совмещать GPS или «Галилео» с ГЛОНАСС. «Это как с мобильными телефонами – в разных странах разные стандарты связи».
Но вопрос, какую нишу займут на рынке отечественные производители, остается открытым. Отвечая на него, одни скептически вспоминают о судьбе российского автопрома и отечественных мобильных, зато другие возлагают надежды на кооперацию с мировыми брендами. Чиновники не против того, чтобы в России размещались иностранные производства – по аналогии с автомобильными заводами, хотя в Роспроме и не скрывают, что навигацию на базе ГЛОНАСС рассматривают как некий катализатор для производства именно российской электроники в целом.
«Мы уже ищем контакты с ведущими мировыми производителями радиоэлектроники», – рассказал в эфире РБК-ТВ Юрий Борисов, начальник управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности. По его словам, собственно российскими останутся космическая система ГЛОНАСС и управление этой системой, присутствие иностранных компаний не исключается только в производстве приборов для навигации.
Впрочем, российская промышленность в порядке эксперимента уже сегодня самостоятельно производит около 20 типов аутентичных приборов, от «наладонников» до профессиональной аппаратуры. Они разработаны под кураторством Санкт-Петербургского Российского института Радионавигации и Времени. Но если высокое качество этой продукции сомнений не вызывает, ее конкурентоспособность по цене – вопрос болезненный.
Как бы то ни было, легализация рынка навигации произошла с большим опозданием, считают эксперты. Многие недовольны также и грифом «секретно» на документах Минобороны по снятию ограничений на геопространственную информацию, которые до сих пор не обнародованы. «Мы имеем только косвенный доступ к ним, – рассказал Сергей Миллер, – через членов ГИС-Ассоциации, работающих с Минобороны». Миллер опасается, что в настоящих условиях внедрение ГЛОНАСС будет проходить медленно.
Проблемой для внедрения станет также и отсутствие цифровых карт нужного масштаба. В Роскартографии только задумываются над созданием таких карт для территорий, где они будут пользоваться спросом. А пока качественные картографические базы данных созданы только для Москвы и Санкт-Петербурга. Также предлагаются карты дорог Москва – Санкт-Петербург и Москва – Брест. Качество остальных предложений на рынке электронных карт оставляет желать лучшего.
Дело в том, что на составление и обновление карт по закону тратятся только средства федерального бюджета – из интересов безопасности, но этих средств не достаточно. Возможно, расходы на картографию будут увеличены в скором времени: в уходящем году правительство одобрило «Концепцию создания и развития инфраструктуры пространственных данных», которая предусматривает существенное расширение возможностей финансирования этих работ.
Как бы то ни было, у российского рынка навигационных систем появляется свой акцент – ГЛОНАСС, а чиновники тем временем готовятся к серьезным подрядам в регулируемом сегменте – к госзаказам на оборудование для авиационного, автомобильного, железнодорожного и морского транспорта.
Налогоплательщикам остается дожидаться, пока все 24 спутника штатного состава ГЛОНАСС выйдут на орбиту – во всем мире спутники запускаются на бюджетные деньги. К слову сказать, GPS имеет такой же штатный состав, но при этом американская система оснащена 30 спутниками, 6 из которых – запасные. Если продолжить сравнение ГЛОНАСС и GPS, нужно отметить «военную нагрузку» обеих систем, что накладывает некоторые ограничения на их использование в гражданских целях – правительство РФ, как и госдеп США, сохраняет за собой право закрывать доступ к системе частным пользователям в чрезвычайных ситуациях. Европейская система «Галилео» этого «недостатка» лишена.
Продолжая тему перспектив развития ГЛОНАСС, в интернет-конференции «Итоги космического года», которая прошла 5 декабря 2006 г руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов, в частности ответил на некоторые наболевшие и проблемные вопросы:
«Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС на сегодняшний день активно развивается, придается большое значение руководством страны ее развитию, лично президент РФ поставил задачу активно ее не просто развивать, а и в кратчайшие сроки ввести в эксплуатацию. Мы надеемся, что к концу 2007 — началу 2008 г. у нас будет 18 космических аппаратов на орбите, а к концу 2009 г. — полная орбитальная группировка в составе 24 космических аппаратов.
Сейчас главная задача — это создать наземную аппаратуру потребителей, в том числе и в коммерческом использовании для простых людей, чтобы они могли пользоваться плодами этой космической системы.
Кроме этого, нами разработана и будет предлагаться очень большая программа для развития регионов страны, потому что возможности этой системы для развития регионов нашей страны огромны, и многие губернаторы знают и понимают это. На сегодняшний день с 26 губерниями подписаны соответствующие договоры об использовании этой системы в различных направлениях. Так как более половины страны занимают леса, Агентство по лесному хозяйству использует данные системы. Сейчас нет необходимости выезжать на места, с помощью спутниковых систем, особенно ДЗЗ можно точно определить, где и в каком месте идет несанкционированная вырубка леса, в каком направлении двигается работа в лесном землепользовании. И они лично выражали мне благодарность, что работа эта идет хорошо. И в других направлениях так же. Поэтому системы навигации и ДЗЗ имеет огромное значение для народного хозяйства, обороноспособности страны и успешно у нас сегодня развиваются. Что касается взаимодействия с другими странами, то, в первую очередь, мы ведем переговоры с США и Европейским космическим агентством для того, чтобы подготовить соответствующее соглашения по системе ГЛОНАСС с GPS и Galileo — по взаимным дополнениям. Что это нам дает? Это нам дает повышение точности определения координат и лучшую работу нашей системы. Также мы ведем активные переговоры с Индией, Казахстаном, Украиной и с другими странами в области использования космической системы ГЛОНАСС».
А ранее, 23-24 ноября 2006 г. в ОАО «РИРВ» прошло совещание «Состояние и проблемы формирования рынка массового применения навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС».
Задачей этого совещания была оценка хода выполнения постановления Правительства РФ № 365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».
Программа Совещания включала пленарное заседание (с двумя информационно-аналитическими выступлениями и несколькими напутственно-приветственными от имени Совета безопасности при Президенте РФ, Роскосмоса, Роспрома), два секционных заседания («Аппаратура потребителей ГЛОНАСС» и «Внедрение спутниковых навигационных технологий» и выступления Заказчиков и созаказчиков двух подпрограмм ФЦП «Глобальные навигационные системы», а также представителей ведомств, которые должны были (согласно Постановлению № 365) оценить потребности отраслей, указанных в постановлении и предложить механизмы его реализации. В этой части совещания выступили представители Министерства обороны РФ, Федерального агентства промышленности, Росавтодора, Росморречфлота, ФГУ «Российский Морской Регистр», ФГУ «Российский Речной Регистр», Росаэронавигации, РАО «РЖД», ВТУ ГШ ВС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, МВД, МЧС и др. В работе заседания по приглашению Мининформсвязи России принимал участие Е.Г. Капралов, вице-президент ГИС-Ассоциации.
Как секционные заседания, так и выступления представителей ведомств содержали много интересной информации:
1. В России уже разработано и внедряется несколько десятков устройств широкого применения использующих сигналы ГЛОНАСС/GPS. Основные разработчики и производители этих устройств ОАО «РИРВ», ЗАО «КБ НАВИС», ФГУП «НИИ КП», ОАО «МКБ КОМПАС», ОАО «Ижевский Радиозавод», и др. Однако отсутствует доступная для массового пользователя информация об этих устройствах как в сети Интернет, так и в средствах массовой информации.
2. В различных организациях происходит создание и внедрение навигационных систем как на базе GPS аппаратуры, так и на базе аппаратуры ГЛОНАСС/GPS. Среди организаций осуществляющих такое внедрение ФГУП «РНИИ КП», НПФ «ГЕЙЗЕР», НПП «ТЕРМОТЕХ», ЗАО «ТРАНЗАС», ФГУП «КНИИТМУ», ЗАО «А.Р.Д.», ООО «Кодос-Б» и др.
3. Реальное производство приемников ГЛОНАСС/GPS находится на уровне первых тысяч. Из-за малой серийности, аппаратура уступает в цене зарубежной.
4. Состояние и информирование пользователей о работоспособности орбитальной группировки системы ГЛОНАСС в настоящее время таково, что реально приходится использовать не аппаратуру ГЛОНАСС/GPS, а аппаратуру GPS/ГЛОНАСС. Поскольку необходимо выполнять отбраковку спутников ГЛОНАСС в процессе работы (отсутствует какая-либо доступная потребителю информация о сбоях и отказах в работе спутников), то сначала принимаются сигналы со спутников GPS, на основе которых производится отбраковка сигналов ГЛОНАСС и дополнение их.
5. Информация о количестве реально работающих спутников ГЛОНАСС, поступающая из официальных источников несколько преувеличена, поскольку часть спутников работает с большими сбоями.
6. Ведомства, обязанные разработать меры по продвижению системы ГЛОНАСС на российский рынок пока не торопятся это сделать. Более других ведомств для выполнения постановления № 365 сделало Министерство обороны. Представители МЧС и МВД практически в очередной раз подтвердили, что в этих ведомствах нет какой-либо политики в работе с ГЛОНАСС и другой пространственной информацией.
7. В ходе совещания рассматривались только вопросы государственного регулирования (внедрение системы ГЛОНАСС в структурах непосредственно подчиненных органам федерального управления). Эта область регулирования почему-то называлась «регулируемым рынком». Все остальные направления использования системы назывались «рынком нерегулируемым» и часть выступающих сетовало на то, что у ведомств нет механизма влияния на этот рынок.
В рамках совещания прошла выставка, на которой были представлены решения, о которых рассказывалось в ходе секционных заседаний. Кроме того, все желающие смогли посетить производство ОАО «РИРВ».
По результатам совещания был разработан проект решения. Но официальный статус он получит только после утверждения его на координационном совете ФЦП «Глобальные навигационные системы».
NAV200 — новый GPS навигатор от Delphi с медийными возможностями.
Компания Delphi анонсировала свой новый прибор, который ещё больше стирает границу между навигационной системой и портативным медиа-проигрывателем, даже несмотря на то, что в названии устройства нет никаких намёков на мультимедийность. Навигатор NAV200 выглядит очень стильным маленьким приборчиком под управлением операционной системы Windows CE. Сенсорный экран стандартного 3,5-дюймового размера, процессор частотой 400 Мгц, GPS чипсет SIRFstart III и полутора-гигабайтная SD флеш-карта с загруженными оригинальными картами США и Канады — такими параметрами отличается едва ли не каждый второй GPS-навигатор.
Однако, внимания заслуживают именно мультимедийные способности прибора. Конечно, список поддерживаемых устройством форматов не так велик, но всё-таки NAV200 предоставляет возможность прослушивать звуковые файлы форматов MP3 и WAV и просматривать видео в формате AVI. Кроме этого, устройство поддерживает форматы JPG, GIF и PNG, что позволит вам любоваться вашей фото-коллекцией. В общем, для «чистого» навигатора бюджетного класса Delphi NAV200, который стоит всего 350 долларов — такие медийные возможности являются достаточно приличным показателем сегмента рынка.