Если «двигателем» торговли считается реклама, то «двигателем» научно-технического прогресса служит извечная борьба. Будь то противоборство брони над снарядом, хакеров с программистами, извечная борьба добра со злом…
После покупки любой машины, вторым шагом для новоиспеченного автовладельца становится оснащение ее противоугонной системой. И этот шаг, часто не задумываясь над его фатальностью, он уже делает на тропе войны, навязанной вандалами, угонщиками и прочей нечестью, которая любит зариться на чужое добро.
Не в коей мере не умоляя возможностей электронных противоугонных систем, мы хотим еще раз напомнить о такой простой вещи, как механический замок КПП. Тем более, механические и электронные системы могу прекрасно дополнять друг друга.
Давайте разберемся или «против лома нет приема»
Довольно любопытна народная классификация механических противоугонных устройств (МПУ), она сложилась стихийно, как-то сама по себе, в основном из разговоров покупателей и продавцов на автомобильный рынках. Некий кастовый сленг, понятный избранному кругу, по нему все МПУ условно разделить на следующие типы:
«Бульдоги» — замки и блокираторы на колеса;
«Худлоки», «Мультилоки» или «Мультики» — замки для дверей и багажников и капотом;
«Кочерга» или «Топорище»- блокировка для рулевого управления;
«Клещ» — блокирует коробку передач.
Более профессионально замковые системы можно разделить на два класса:
- Механические противоугонные устройства — МПУ;
- Электромеханические противоугонные устройства — ЭПУ.
С первыми все ясно, это замок с ключом – закрыл руками и порядок. Они либо препятствуют работе механизмов автомобиля и его движению, либо непосредственно не допускают включение чего-то весьма важного в положение для движения.
Среди МПУ, не требующих специальной установки, встречаются «быстросъемные» разновидности, которые надеваются на колеса и препятствуют движению автомобиля и снятию колеса, но автомобилисты их не очень любят, так как улицы у нас не блещут чистотой. И тяжелые «бульдоги» применяют работники дорожной автоинспекции в качестве меры пресечения, поэтому, в глаз обычного автовладельца, их репутация несколько «подмочена».
Наиболее простые устройства блокируют рулевое колесо. Такие варианты идеально подходит как временная мера при покупке автомашины. А еще лучше запастись «кочергой» или «топорищем» перед покупкой, так как новоприобретенный автомобиль без государсвенных номеров наиболее лакомый кусочек для жулика.
Из МПУ, требующих установки — замки дверей и капота, которые перекрывают доступу в разные части автомобиля. Казалось бы мелочь, но с автором статьи произошел вполне реальный случай, когда подобный замок уберег машину от посягательства. Мастер, который устанавливал электронную сигнализацию, предложил поставить еще и механический замок на капот, что называется «до кучи». Будучи обычным начинающим «чайником», без задней мысли я согласился. Машина долгое время стояла под окнами, и однажды утром я обнаружил у совей новенькой «девятки» выломанную решетку облицовки радиатора, цена которой рублей 20. И лишь потом, при очередном ТО в автосервисе, мне объяснили, как я мог элементарно лишиться своей машины. Сразу за пластмассовой решеткой находиться рычат открывания капота. Угонщики выламывают решетку, далее секундное дело открыть капот и отключить питание сигнализации от аккумулятора. А дальше… делай с машиной что заблагорассудиться.
Самые серьезные и надежные МПУ — замки КПП, распорки рулевого вал, замки на карданный вал. Но и тут не стоит забывать, что некоторые, с позволения сказать «устройства» не имеют сертификата соответствия, поскольку небезопасны в применении. И при покупке надо обязательно по интересоваться происхождением товара. В частности некоторые из них, могут «забыть» штырь в запертом положении, между болтами эластичной муфты карданного вала, и водителю в этом случае приходится рывками перемещать машину, чтобы кардан провернулся и штырь провалился между болтами. «Эстетика» этих изделий также сомнительна. А что самое важное, замковая часть кустарных изделий лишена «криптостойкости», или говоря проще — сопротивлению воздействию отмычки.
Ну а самые сложные, это гидравлические блокираторы тормозов и сцепления, но они не получили распространения в принципе, из-за дороговизны и сложности. Да и шутить с тормозами, на это надо еще отважиться.
В ЭПУ, для открытия/закрытия замка требуется электрический привод. Как правило, такие «девайсы» устанавливаются в труднодоступных местах: перекрывают выхлопную трубу, подачу топлива. Есть разновидности ЭПУ в виде замков под капот или двери, но тоже с тягой от электромотора. Они менее распространены, из-за своей сложности и влиянию капризов природы. Например, электромеханический замок под капот, запитанный от аккумулятора, при разрядке последнего в холодную погоду, делает машину недоступной напрочь. Да и резать бензопровод, чтобы поставить туда клапан, дело тоже весьма серьезное. И что еще немаловажно, основное количество ЭПУ изготавливаются у нас полупромышленным способом, и эти изделия тоже балансирую на грани безопасности.
Кроме изготовленных специально для этих целей МПУ, часто можно встретить экстравагантные самоделки и обычные цепи пристегивающие автомобиль к фонарным столбам, оградам, парапетам. Один мой знакомый использовал обычный амбарный замок, пристегивая его к колесным дискам.
И уже совсем экстремальные вещи – «якоря» или «ломики», которые пришпиливают машину к месту стоянки через пол багажника или петли на фаркопе. В последнее время появились «временные надолбы» съемные столбики, устанавливаемые на подготовленное место и запираемые. Они охраняют не столько сам автомобиль, сколько место стоянки.
Можно еще упомянуть волчьи капканы под педалями, шило в водительском сиденье, но подобные «приспособы» можно смело отнести к разряду курьезов.
Кто есть Кто или Что есть Что?
Наиболее известная торговая марка изготовителей замков Mul-T-Lock – она собсвенно и породила, МПУ системы как класс. Лет семь она была единственной монопольной компанией на рынке в России в этой области. И с ее легкой руки в общении покупателей и продавцов появились выражения: «А у вас «мультилоки» есть?» или «Мы торгуем только «мультиками».
В те времена, наиболее распространенным типом механических замков было устройство для блокировки коробки передач. Ветеран той противоугонной войны — скобовый «мультилок», ставшей уже классикой. Других штыревых внутрисалонных, блокираторов тогда еще не было и в природе. Но различные системы и способы блокировки КПП развились и распространились необычайно быстро.
Если рассуждать логически, электронная автосигнализация, пусть даже с несколькими цепями блокировки, встроенным иммобилайзером, не спорим — вещь нужная, хорошая, полезная. Но это, прежде всего СИГНАЛИЗАЦИЯ. Ее главная функция просигналить о попытке проникновения в автомобиль, привлечь к нему внимание.
Важное преимущество электронных «сигналок» в привлекательности для автовладельца – ее комфорт, когда элегантным нажатием на всего лишь одну кнопку можно отпирать/запирать двери, багажник, окна и люки, включать фары, а на дорогих моделях еще и дистанционно запускать двигатель.
И только после всего этого стоит сопротивление угону, что напрямую зависит он от числа блокируемых электроцепей и качества монтажа. Каждая дополнительная электронная блокировка может увеличивать стоимость сигнализации на 30 и более процентов.
Можно смело сказать, что «электроника» удобна, но для полной защиты от угона ее явно недостаточно. Поэтому владельцам любых автомобилей, с любыми электронными устройствами, особенно с «заводским» комплектом дистанционного замка и иммобилайзера, надо подумать, чем «дооснастить» автомобиль, чтобы он превратился в непреступную крепость на колесах.
Все выше перечисленные виды механических блокираторов имеют свои достоинства и недостатки, к коим можно, отнести прежде всего цену. Следует напомнить, что механические противоугонные устройства целесообразно приобретать строго индивидуально, специально для определенной марки или модификации автомобиля. Только «старинные» скобовые замки на КПП, относительно универсальны. И хотя они относительно недороги, но довольно неудобны в обращении, занимают много места и портят внешний вид салона.
Сегодня, в лучших типах блокиратора КПП, в качестве блокирующего элемента используется ШТЫРЬ.
Штыревые блокираторы КПП тоже могут выполняться в универсальном исполнении. У некоторых производителей линейка продукции сознательно сужена, и блокировки подгоняются при установке, в зависимости от марки. Небольшое число моделей блокираторов устанавливается (подгоняется) на любые марки автомобилей, после доработки приобретения набора универсальных комплектующих. То есть, представляют из себя полуфабрикат, с которым надо серьезно поработать.
Первой фирмой, начавшей разрабатывать готовые индивидуальные комплектные замки, буквально «под ключ» — в прямом и переносном смысле этого слова, на каждую марку, модель и модификацию автомобиля, стала компания «Цербер-М». В каталоге на сайте компании www.dragon.ruпредставлено более тысячи индивидуальных штыревых замков КПП марки Dragon, и плюс к ним оригинальных блокираторов рулевого вала и капота, под тем же названием.
Индивидуальное — всегда лучше универсального. Поэтому, при разработке замка стоит идти от особенностей конкретной машины к конструкции замка, а не наоборот – это основное кредо компании. Этим принципом и обусловлены очевидные преимущества замков Dragon в сравнении с другими производителями.
Уяснив необходимость механической защиты, в процессе поиска подходящей марки и типа замка многие автовладельцы приходят к выводу, что ничего достойного, удобного и надежного на их машину еще не придумано. Многие, особенно обладатели автомобилей иностранного производства, сталкиваются с подобной проблемой. Еще бы, во многих местах им предложат на худой конец «универсальный» штыревой замок, который в действительности послужит разве что сомнительным украшением салона, либо потребуются доработки, что цена его взлетит до небес. А красивее и удобнее он уж точно не станет. И такую доработку далеко не во всех фирмах делают грамотно. И в этом отношении выделяются замки Dragon, разрабатываемые индивидуально для каждой модификации автомобиля, в том числе класса внедорожников, традиционно «сложных» для механической защиты. Максимальная эффективность защиты и удобство пользования заложена в саму конструкцию замка так, что установить его неэффективно невозможно.
Исходя из критерия надежности блокировки, она не должна допускать включения любой передачи на «автоматах» и любой передней скорости на механических коробках, а также «нейтрали». Блокируемым элементом может быть кулиса, деталь шарнирного механизма, тяга как можно ближе к КПП, если это невозможно — сам рычаг. Из нескольких вариантов, выбирается такое, при котором замок будет максимально защищен от доступа. Если и «хороших» вариантов несколько, выбирается лучший по эргономике.
Индивидуальность блокираторов является их главным преимуществом перед остальными штыревыми замками. Этим преимуществом в основном определяются все остальные. Специализация замков такова, что все части фирменных комплектов полностью готовы к правильной установке на данную модификацию машины, указанную на упаковке. Другими словами, для их монтажа не нужно ничего пилить, сваривать, подгибать, подгонять, искать материал и т.п. Более того, для их крепления часто не требуется ничего сверлить в машине — замок крепится на «заводские», так называемые «штатные» места — технологические отверстия и шпильки автомобиля. При эксплуатации они не задействованы, и «Цербер» гарантирует, что никакого вмешательства в работу механизмов не произойдет. При монтаже любого другого замка указанные работы необходимы — при их выполнении велик риск ошибиться и испортить салон автомобиля, ограничить движение, взаимодействие деталей механизма переключения передач или сломать их, нарушить целостность проводки и т.п.
Для обеспечения максимальной защиты автомобилей от угона «Цербер» разработал и производит комплексы из двух и более замков.
Например, в вазовской «десятке» Dragon блокирует не рычаг КПП, здесь это неудобно и ненадежно, а кулису механизма переключения передач, так что разрушение механизма переключения не разблокирует КПП. Кроме того, рекомендутся одновременно установить и блокиратор рулевого вала Dragon, для отпирания обоих устройств можно пользоваться одним мастер-ключом. Наличие в «десятке» заводского иммобилайзера АПС-4 позволит использовать не самую дорогую электронную автосигнализацию, так что сэкономленные средства разумно направить на механическую защиту капота, для этого предлагается замок капота, тоже под единый мастер-ключ. Все сказанное можно отнести не только к автомобилям «десятого» семейства ВАЗ, но и к большинству отечественных автомобилей сравнительного нового поколения.
Для «классики» существует свое решение. Коробка передач ВАЗ 2101-07, включая «Ниву», а также некоторых других отечественных автомобилей, установлена на подушках, дающих очень большой «люфт» всего силового агрегата, при этом жесткость самого кузова тоже невелика. Поэтому на такие машины трудно установить надежный замок КПП. В этом случае можно установить стационарный замок на рулевой вал. Он сочетают в себе достоинства штыревого блокиратора со скрытностью, недоступностью для криминальных действий и компактностью, и этим выгодно отличаются от существующих конструкций.
Технология использования штатных мест крепления замка высоко оценена и одобрена автопроизводителями, и «Цербер» имеет не только ряд патентов на нее, но и сертификаты «Ростеста».
Для внедорожников предлагаются блокираторы КПП и раздаточной коробки, отпираемые одним мастер-ключом.
Раздаточную коробку надо блокировать для того, чтобы при заблокированной главной автоматической КПП не допустить возможности буксирования машины, переведя «раздатку» в нейтраль. Дальше, даже если угонщик как-то нейтрализует блокировку главной КПП, то, если «раздатка» блокирована в положении «L», машина сможет двигаться не быстрее 40 км/ч, и при повышенных оборотах двигателя, т.е. с шумом. А когда современный внедорожник движется шумно и медленно — это необычно, и на первом посту ГИБДД его остановят. Блокирование раздаточной коробки наряду с главной КПП увеличивает сложность угона на 40-70%, риск при его осуществлении — на 30-50%.
В некоторых моделях раздаточная коробка «изначально» блокируется одним и тем же штырем, что и механизм главной КПП, штырь как бы блокирует его «попутно», причем и замок, и штырь хорошо защищены от доступа.
«Цербер» полностью российская компания, выпускающая индивидуальные механические противоугонные устройства. Основную часть продукции составляют штыревые блокираторы механизма КПП.
Фирма была создана в 1999 году. Ее костяк составляют специалисты в области автомобилестроения и механики. Собственно говоря, знание конструктивных автомобилей и существующих замков, а особенно их недостатков и побудило нынешних руководителей «Цербера» создать фирму и развернуть производство блокираторов в России. Когда речь идет о механических устройствах, размещение производства на российских предприятиях, помимо «морально-патриотического» фактора, ряд других преимуществ. Качество самого металла замков и его обработки не вызывает никаких вопросов ни у производителей, ни у потребителей, хотя бы потому, что Россия сохранила высочайшие традиции металлургии и металлообработки.
Еще одно преимущество собственного отечественного производства — гибкость и оперативность. Поэтому, стоит на российском автомобильном рынке появиться новой модели автомобиля, она тут же идет «в работу» со всей необходимой документацией.
С помощью современного компьютерного оборудования специалисты выполняют необходимые измерения и расчеты, проектируют замок, готовят чертежи и техпроцесс. Это самый длительный и тщательный этап цепочки «автомобиль — замок», он может длиться от нескольких дней до месяцев. От окончания НИОКР до «выдачи» в продажу товарной партии блокираторов обычно проходит месяц. За это время проходят все мыслимые и «не мыслимые» испытания — официальные сертификационные, так и собственные, с гораздо более жесткими условиями.
А цифры говорят сами за себя: если в 2000 г. было спроектировано 179 моделей замков, то к концу 2001 г. количество возросло до 280, а к декабрю 2002 года уже составляло 450. На данный момент существуют более 900 моделей замков Dragon на коробку передач, оптимально защищающих около 1000 моделей автомобилей.
Подкузовную блокировку «Цербер» тоже широко использует, но не делает из нее культа. Так как иногда, блокировку под днищем нейтрализовать легче, так как для этого не надо вскрывать двери и сигнализацию отключать.
Особенно стоит отметить замки на «праворульные» машины. Конструирование замков на такие авто имеет свои трудности. Во-первых, они почти все имеют довольно сложные механизмы переключения передач и современные автоматические КПП. Во-вторых, не следует думать, что блокиратор на праворульный автомобиль, просто зеркальное отражение соответствующего «леворукого» аналога. Это большая редкость, да и аналоги эти есть едва ли у трети автомобилей японского (и не только) рынка автомобилей с правым рулем. Из крупных производителей блокираторов КПП вопросом «правого руля» серьезно занимается только «Цербер».
Все производимые «Цербером» модели замков сертифицируются «Ростестом». Качество конструкторской работы признано и многими автопроизводителями, давшими официальное одобрение разработкам «Цербера».
Установка МПУ Dragon осуществляется на заводские штатные места, что защищено «Свидетельством на полезную модель» № 18831 от 4 мая 2001 года. Имеются другие защищенные технические решения, такие как конструкции замков на отечественные автомобили: «Свидетельство на полезную модель» № 14902 от 8 июня 2000 года; конструкция хомутов и дополнительных элементов на тяги и троса механизма переключения передач: «Свидетельство на полезную модель» № 18832 от 4 мая 2001 года.
Блокирующим элементом в «Драконах» является мощный штырь диаметром обычно не менее 13 мм из специальным образом обработанной стали. Сама распространенность различных штыревых замков говорит о надежности блокирующего элемента именно такого типа.
Не будем говорить о марках стали, или расписывать материал штыря Dragon как «оружейный», «булатный», «многослойный» сталь. Более того, нет такого штыря, который нельзя распилить специальным инструментом. Производители и продавцы, убеждающие в этом, явно лгут. Скажем лишь, что многочисленные испытания показали, штыри Dragon не хуже других противостоят пилению, но за счет индивидуального подхода к конкретной машине, благодаря скрытой установке намного лучше защищены от доступа. И еще штыри имеют структуру слоеного пирога: снаружи твердые (защита от пилы, «болгарки» и т.п.), сердцевина мягче, зато обладает высокой упругостью, что позволяет штырю противостоять и ударным воздействиям.
Замковая часть обеспечивает высокий уровень секретности, более 3,5 миллионов возможных комбинаций, что исключает попытки подбора ключа и применение отмычек. Конструкция тела замка и система цилиндрических пинов в личинке обеспечивает защиту от высверливания, выдавливания и проворачивания. Двухсторонний ключ изготавливается из сереброникелевого сплава и имеет пластиковую головку оригинальной квадратную формы с четырьмя отверстиями и тиснением товарного знака Dragon. Все ключи изготавливаются на специальных ключенарезных станках. Изготовление дубликатов ключей производится в специализированных центрах по кодовой идентификационной карте, на которой выбит уникальный код ключа, состоящий из набора цифр и букв.
Одной из «изюминок» замков Dragon, можно назвать то, что отправки личинок изготавляются из сплава, тщательно подобранного по вязкости и прочности, что их невозможно расколоть или провернуть. А корпус замка Dragon представляет собой толстостенный замкнутый бесшовный прямоугольный профиль. Так как сварной шов и легко разгибаются тем же зубилом…
В отличие от остальных штыревых замков, части которых — несущая пластина и корпус замка с личинкой соединяются болтами, замки Dragon представляют собою цельные конструкции, соединенные заводской сваркой. Все элементы выполнены из упрочненной 5-миллиметровой стали (а кое-где и толще). Конструкция замка из такого материала делает безнадежными попытки справиться с ним с помощью ручного инструмента.
Вопреки легендам о жидком азоте, чудо-сверлах и пилах, титановым отмычкам, большинство замков КПП нейтрализуются обычным «силовым» методом, часто с использованием рычага, либо выводом из зацепления, либо включением передачи «вместе с замком» за счет слабой жесткости всей конструкции, включая кронштейн замка, кузов и коробку передач. В этом главный недостаток универсальных замков. Когда установщики сначала погоняют, а потом монтируют детали такого «конструктора», ответная часть замка будет обязательно закреплена отдельно, и никогда не будет единым целым замком.
С Dragon этот номер не проходит. Замки сразу имеют интегрированную ответную часть для штыря, не позволяющую силой «вывести» блокируемый элемент или штырь из зацепления.
Для повышения надежности блокирования КПП конкретной марки автомобиля в комплектах многих замков Dragon предусмотрены дополнительные элементы, фиксирующие блокируемый элемент КПП и повышающие жесткость всей конструкции относительно кузова и коробки, на которых дополнительные элементы крепятся «фирменным» крепежом. Применение дополнительных элементов, запатентованная технология «Цербера». Польза от них очевидна, тем не менее у других разработчиков замков они не предусмотрены.
Следует подчеркнуть, что главным конструктивным преимуществом индивидуального замка является скрытность и недоступность всех его элементов. Универсальные замки защищены от доступа только кожухом консоли, и то замок всегда выступает за нее. Dragon изначально сконструирован с учетом того, что и после снятия внешней консоли доступ к нему был максимально затруднен деталями и узлами автомобиля. Это достигается правильным выбором места блокировки, а также конструкцией кронштейна, специально «подкладываемого» под механизм переключения коробки передач.
С точки зрения эстетики и защиты от подделок, замки Dragon также выгодно отличаются среди собратьев. Головки ключей, корпуса замков снабжены изображением эмблемы. Она же выгравирована на торце штыря. Штыри, кстати, цельнометаллические, не имеют пластмассовых шляпок, которые часто портятся и теряются. Корпуса замков почти всегда спрятаны под пластик консоли, снаружи видны только отверстия под ключ и штырь. Замок всегда декоративными кольцами или накладками. В нерабочем положении штырь хранится в специальном держателе. Все это всегда входит в индивидуальный комплект замка, там же, в комплекте, имеется идентификационная карточка владельца, по которой можно, например, восстановить утерянный ключ, она же является гарантийным свидетельством.
Кстати, об удобстве пользования. Комплектный замок Dragon на данную модель автомобиля невозможно установить неудобно или неэффективно. Замок должен быть в пределах досягаемости, не мешать перемещению кресел. Точность позиционирования замка Dragon заложена в конструкции. За этим строго следят на этапе разработки и испытаний. Если в изделии эти требования не удается соблюсти — оно просто не поступает в производство и продажу. При этом работа над машиной продолжается.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что главное отличие и преимущество замков Dragonгарантированное качество производителя и надежность не только самого изделия, но и всей системы «замок-машина», вне зависимости посторонних факторов: квалификации, настроения или фантазии монтажника, например.
Тем не менее, для монтажа и эстетического оформления наших замков необходима профессиональная фирменная установка. Поэтому фирма никогда не поставляет замки просто для розничной продажи. Замки продаются только специализированным фирмам — автосалонам, тюнинг-центрам, установочным пунктам, автосервисам. Это позволяет строго соблюдать гарантийные обязательства и техпроцесс установки. Фирмам, работающим с изделиями Dragon, предоставляются необходимые инструменты и документация.
Достоинства замков «признал» теперь и так называемый «дикий рынок» — появились подделки, с одной стороны это даже отрадно, но с другой стороны «Цербер» вынужден защищать торговую марку гравированными логотипами, голографическими марками, идентификационными карточками. Но лучший и стопроцентный способ защиты от подделок — установка в авторизованных сертифицированных центрах.
Уголовный кодекс надо чтить!
Часто приходится слышать нечто вроде: «Блокираторы коробок годятся только на «автоматы», с ручной коробкой выжал сцепление и поехал!» и т.п.
Но самостоятельно автомобиль с выжатым сцеплением не поедет, его надо толкать или буксировать. Это весьма заметные действия, требующие дополнительных физических сил.
А каково вытолкать автомобиль с плотной городской парковки, и не привлечь при этом внимание?
Как говорил еще Остап Бендер: «Уголовный кодекс надо чтить». В соответствии со статьей 166 УК РФ «угон» без цели хищения, предусматривает движение автомобиля своим ходом, и часто используется угонщиками для ухода от ответственности, мол срочно нужно было воспользоваться чужой машиной — друга в больницу отвезти или девушек покатать.
А если вор попался при толкании или буксировке, ему светит совсем другая статья, за номером 158 УК РФ, а это уже «кража». Если при этом открыл замок дверей – то можно смело добавить «незаконное проникновение» и «взлом», с «использованием специальных технических средств». А толкать и буксировать одному не с руки, и к букету добавляется «сговор» и «групповуха», и это уже грозит серьезным сроком.
Если даже машина поедет каким либо образом своим ходом, после распила или замка, то вариант отговорки «покататься» и «в больницу» тоже уже не сработает.
Наконец, чтобы нейтрализовать, снять или разрушить, хороший блокиратор КПП, сохранив машине товарный вид, требуются все то же время, навыки и специальный инструмент. Все эти трудности и риски оцениваются ворами заранее, которые едва ли захотят связываться с «железом» — скорее найдут другой объект. А не захотят — не угонят!
Производители индивидуальных блокираторов никогда не рассчитывают только на моральный отпугивающий эффект замка и делают все возможное, чтобы вышеуказанные трудности и были для воров более чем реальны.
И юридические моменты давно поняли и взяли на вооружение страховые агенты, при наличии надежных и ФИРМЕННЫХ механических замков, дают скидку по риску «угон» часто выше, чем при наличии электронной сигнализации. Хотелось бы, чтоб и все автовладельцы уяснили, что надежный блокиратор механизма КПП — не роскошь, а средство защиты от незаконного передвижения!