К моменту повсеместного применения связи автомобиль из самобеглой коляски превратился в наиболее популярное средство передвижения. Практически сразу, началась установка в автомобили средств общения – радио, спутниковой, мобильной связи. Если раньше подобные системы обеспечивали только голосовую связь и оправдывали армейские нужды, то в настоящее время любой человек, с их помощью можно не только удовлетворять свои коммуникативные потребности, но и охранять автомобиль, производить дистанционный запуск двигателя или включение отопителя в холодное время года. Но телефон – это, конечно, прежде всего, средство общения.
На западе считается дурным тоном управлять автомобилем, зажав плечом трубку телефона около уха. Россия как всегда сильно отстает от Европы и Америки. Но не стоит забывать, что находясь в автомобиле, в первую очередь, стоит думать о безопасности. По данным The New England Journal of Medicine, английские медики пришли к выводу, что водитель, разговаривающий во время езды по мобильному телефону, примерно в четыре раза чаще рискует попасть в аварийную ситуацию или же создать такую на дороге. И это означает, что данный водитель, с точки зрения безопасности движения — ничем не лучше, пьяного. Тут и русское легендарное «авось», да и ради ДЕЙСВИТЕЛЬНО важно разговора можно и притормозить у обочины, ну а если подойти к вопросу с технической точки зрения?
В некоторых странах мира, пользование мобильными телефонами во время езды уже запретили законодательно: тамошние обитатели имеют право вести телефонные переговоры во время движения только в том случае, если их автомобиль оборудован специальной системой мобильной связи, которая не имеет трубки. Из вышесказанного следует, если автомобилист хочет разговаривать во время езды, и при этом заботиться о своей и общественной безопасности, ему следует обзавестись комплектом автомобильной связи. А выбрать тут есть из чего.
Самый простой вход их положения – Hands Free, простой наушник, который подключается к телефону. Более серьезная заявка — беспроводной наушник или Bluetooth. Гарнитуры Hands Free (мы писали об этих устройствах в номере за июль 2005 г.) производят практически все фирмы, так или иначе связанные с мобильной телефонией: Nokia, SonyEricsson, Siemens, Motorola и другие.
Гарнитуры исполняются в различных стилях и вариантах. Например, тип «Пилот» крепится на ухо, кнопка ответа находится на нижней части гарнитуры. В «Пилоте» многим нравится возможность зафиксировать наушник/микрофон на ушной раковине, что максимально раскрепощает движения рук. Более простые Hands Free в виде «наушника-таблетки» с регулятором громкости и кнопкой ответа. При выборе подобных гарнитур автомобилисту лучше руководствоваться принципом удобности.
Еще один пример – стерео-гарнитуры, имеющие два наушника. Если у телефона есть стерео-выход, тогда можно наслаждайтесь разговором «на два уха», например Nokia HDS-3.
Однако вернемся непосредственно к теории гарнитур. В самом простейшем варианте можно использовать обычную проводную систему, купленную в ближайшем салоне сотовой связи. Расходы невелики, и с точки зрения безопасности это гораздо лучше, чем разговаривать по телефону, держа его при этом в руке. Некоторые модели таких гарнитур позволяют не только отвечать на звонок нажатием кнопки, но и регулировать громкость звука. Окружающим разговор тоже не будет слышен, как в случае применения громкой связи. И что немаловажно – дешевизна, средняя стоимость не превышает полтора десятка условных единиц. Но есть и большой минус – это все-таки провода и необходимость «в ручную» активировать микрофон.
Использование телефона в автомобиле имеет ряд особенностей, и в случае их игнорирования последствия могут быть очень серьезными. Вождение автомобиля – занятие, требующее предельной концентрации внимания, и малейшая ошибка должна быть исключена, особенно при движении в плотном городском потоке. И необходимость разговора по телефону во время движения весьма спорна. Прошло время, когда наличие телефона служило признаком высокого социального статуса его владельца. Сейчас сотовый телефон – всего лишь средство связи и, кстати, не такое уж простое в управлении. В самом легком варианте для того чтобы достать сотовый из кармана и позвонить, необходимо освободить одну руку. Машина в это время не стоит на месте и успевает за несколько секунд, потраченных на набор номера, проехать вполне приличное расстояние. Следовательно, в этот момент контроль за нею практически отсутствует, что и показали тесты, проведенные ведущими западными страховыми компаниями. Хотя, как показывают те же тесты, даже в случае оборудования машины любым типом системы Hands Free внимание водителя все равно рассеивается и, кроме того, уменьшается угол зрения, что также небезопасно.
Не следует забывать и о столкновении интересов страховых компаний и производителей средств телекоммуникаций. Но в соответствии с отечественным законодательством, использовать телефон в машине можно, если он оборудован системой Hands Free. А степень необходимости разговоров по мобильнику в автомобиле каждый должен определить для себя сам.
Во время управления автомобилем можно также использовать Bluetooth-гарнитуры, которые заменяет обычную проводную и оставляет руки свободными. Подобная гарнитура имеет встроенный аккумулятор – и в этом ее основное отличие от проводных гарнитур, которые запитываются от батареи телефона. Поскольку подобные устройства носят на ухе, они обладают небольшим весом, большинство весит около 30 гр. В борьбе за снижение веса основное внимание уделяется аккумуляторам. Применяются литий-полимерные, в крайнем случае – литий-ионные аккумуляторы небольшой емкости (около 100-300 мАч). Так как Bluetooth-устройства потребляют немного энергии, аккумуляторы такой емкости обеспечивают несколько дней работы. Но на практике это зависит еще и от того, с каким аппаратом работала гарнитура.
В зависимости от конструкции гарнитура надевается на левое или на правое ухо, хотя в некоторых устройствах это строго фиксировано. В то же время встречаются Bluetooth-гарнитуры, выполненные в виде небольшой пластмассовой коробочки с проводными наушниками, которую можно закрепить, например, на кармане рубашки или отвороте куртки. Выпуск Bluetooth-гарнитуры в таком оформлении, скорее всего, был продиктован консерватизмом части покупателей.
Но вне зависимости от конструкции, входящий звонок вы услышите уже из гарнитуры – телефон звонить не будет, хотя при установленном вибросигнале последний будет работать. Ответить на звонок можно, нажав клавишу на гарнитуре или установив «автоподнятие» трубки на аппарате. Если номер абонента в телефонной книге имеет голосовую метку, можно услышать ее при входящем звонке, что конечно же удобно, как и то, что во время разговора можно отрегулировать громкость динамика и «положить» трубку. Голосовой набор активируется в режиме ожидания. Как правило, все эти функции закреплены на гарнитурах за одной клавишей.
Беспроводные гарнитуры, в которых реализована технология передачи данных Bluetooth, принципиально отличаются лишь беспроводной передачей сигнала от телефона к гарнитуре. Работают они на расстоянии до 10 метров, а заряда батарейки хватает на 3-5 часов работы в режиме разговора и до 500 часов в режиме ожидания. Однако они подходят только к тем аппаратам, в которых есть встроенная функция Bluetooth. Цены на гарнитуры очень разные, но по сравнению с проводными, где цена составляет от 2 до 15 долларов, беспроводные стоят – от 45 и выше.
Выход из ситуации, не нарушая закон и не рискую безопасностью – установить специальное автомобильное Hands Free. В этом случае связь будет громкоговорящей. Качественные оригинальные системы в свою очередь обеспечивают не только полную дуплексную связь, но и приглушают звук автомобильной аудиотехники при поступлении вызова. Некоторые старые модели, увы, обладают только полудуплексной, то есть говорить и слушать одновременно нельзя, и на это тоже стоит обратить внимание при выборе марки и модели.
Подобные системы часто обеспечивают не только возможность разговора, но и подзарядку аккумуляторной батареи телефона от бортовой сети автомобиля во время движения. Это является немаловажным преимуществом. Также в состав таких систем часто включают дополнительную антенну, крепящуюся на крыше, дверном стекле или в салоне автомобиля. Использование дополнительной антенны обеспечивает более устойчивую связь. С другой стороны, телефон, подключенный к такой системе, обычно находится в салоне автомобиля на видном месте, и в случае, если его забыли или преднамеренно оставили, может привлечь излишнее внимание злоумышленников с целью его похищения. Все необходимые компоненты подобных систем можно приобретать отдельно или подобранными в комплект, что заведомо лучше, если еще и установку доверить специалистам. Минимальные расходы на громкоговорящие автомобильные Hands Free начинаются от 50-60 долларов, но на качественной связи лучше не экономить. Примером автомобильного Hands Free может послужить полнодуплексный установочный комплект производства Siemens, включающий в себя: держатель телефона, устройство подзарядки, динамик с высококачественным звучанием, устройство приглушения музыки при звонке телефона, устройство эхоподавления. Путем подстройки под акустические условия салона автомобиля можно добиться качественной звукопередачи, когда абонент слышит только вас, а не шум двигателя. Также комплект снабжен разъемом для подключения дополнительной антенны.
Четвертый вариант использования сотового телефона в автомобиле на сегодняшний день – установка беспроводных громкоговорящих систем, работающих в стандарте Hands Free Bluetooth. Главным энтузиастом внедрения Bluetooth еще в 2001 году стала компания SonyEricsson, которая и сейчас занимает значительную часть рынка Bluetooth-трансиверов. Согласно спецификации Bluetooth, два совместимых устройства должны взаимодействовать друг с другом на расстоянии до 10 метров. В помещениях, как показывает практика, соответствующий показатель оказывается несколько меньше, но применительно к автомобилю телефон может находиться где угодно: в кармане, сумке и т. п. Достаточно просто сесть в машину, повернуть ключ зажигания или нажать на клавишу – и все, вы по-прежнему на связи. При установке Bluetooth-гарнитуры в автомобиль не нарушается внешний вид передней панели, нет никаких держателей и проводов. Это действительно удобно и просто. Но возможность подзарядки телефона в этом случае отсутствует. При сильном желании можно установить держатель для телефона с возможностью подзарядки отдельно. Необходимости в подключении его к системе громкой связи нет, ведь связь между телефоном и комплектом по-прежнему останется беспроводной. Нижний ценовой предел для таких систем приблизительно от 100 долларов.
Подобные компоненты громкой связи для автомобилей могут быть переносными и стационарными. Переносные, подключаться в прикуриватель автомобиля и выполняют только одну функцию – собственно громкую связь. К их плюсам можно отнести:
мобильность – возможность переносить и устанавливать из автомобиля в автомобиль;
не требуют квалифицированного монтажа;
некоторые также имеют подзарядку и выход на наружную антенну.
Но в то же время почти все подобные комплекты выпускаются без держателя телефона, динамик интегрирован в корпус и имеет малый размер, а значит, его частотные характеристики не на высоте. Ни один переносной комплект громкой связи не имеет функции приглушения звука магнитолы.
Стационарные, что и вытекает из их названия, необходимо устанавливать в специализированных автоцентрах. В основном, такие стационарные комплекты (Nokia, Siemens, Motorola и др.) имеют одинаковые составляющие: системный блок коммутации, микрофон и динамик, держатель и кабели подключения для мобильного телефона, питающие и коммутационные провода и предохранители.
При установке стационарного комплекта блок коммутации обычно ставится под панель приборов. С помощью проводов питания он подключается к системе зажигания. Далее подключаются активные устройства: микрофон и динамик. Держатель крепится на панели и при помощи кабеля связывается с блоком коммутации.
Большое преимущество подобных систем в том, что при поступлении звонка устройство автоматически приглушает магнитолу (если она в тот момент активна), и автоматически включается громкая связь. Звук может идти как через динамик, который шел в комплекте, так и через колонки магнитолы. Чтобы активировать систему громкой связи, необходимо поставить телефон в держатель – и все! Безусловные преимущества таких систем:
интеллектуальная подзарядка аккумулятора телефона (перед началом зарядки происходит тест и выбирается соответствующий режим и ток заряда);
функция приглушения звука магнитолы (очень удобно);
возможность подключения внешней антенны и усилителя GSM-сигнала, что особенно актуально при въезде в зону неуверенного приема.
Усилитель сигнала играет важную роль зачастую потому, что кузов автомобиля и тонировка, которую сейчас часто делают с напылением металла, являются экраном для прохождения сигнала, что способствует ухудшению связи.
Особо «умные» комплекты имеют разъем для подключения компьютера при помощи дата-кабеля. Некоторые модели снабжены функцией ведения конфиденциального разговора, бывает встроенная или активируется как опция, при подключении дополнительной трубки.
Альтернативой таким системам, а вернее следующая ступень в телефонизации автомобиля – специальные «автомобильные» телефоны. Представителем этой категории является телефон-комплект Nokia 616. Его отличие от вышеописанных гарнитур и комплектов в том, что в блоке коммутации имеется разъем под SIM-карту, что позволяет ему работать как телефон.
Причем, автомобильный комплект Nokia 616 – многофункциональное и многоцелевое устройство. В режиме доступа к SIM-карте с помощью Bluetooth комплект работает как автомобильный телефон с внешней GSM-антенной. Автомобильный комплект использует профиль Bluetooth SIM Access для доступа к SIM-карте мобильного телефона. При этом SIM-карта остается в совместимом мобильном телефоне.
В режиме Hands Free Nokia 616 работает как беспроводной автомобильный комплект для мобильного телефона. Подключение к сети выполняется через мобильный телефон. Используя беспроводное подключение с помощью профиля Bluetooth SIM Access, комплект Nokia 616 может читать данные этой удаленной SIM-карты или записывать данные на нее. Кроме того, профиль позволяет комплекту Nokia 616 зарегистрироваться в сети GSM, используя для доступа удаленную SIM-карту совместимого мобильного телефона. Следовательно, для Nokia 616 не потребуется отдельная SIM-карта. Переключение с активного мобильного телефона в режим активного комплекта Nokia 616 выполняется достаточно удобно – нужно просто завести машину. Если пропадает беспроводное соединение между Nokia 616 и совместимым мобильным телефоном, использующее профиль Bluetooth SIM Access, мобильный телефон снова становится активным. В любой момент доступ к SIM-карте мобильного телефона имеет только один телефон – либо комплект Nokia 616, либо совместимый мобильный телефон.
Беспроводное соединение с помощью Bluetooth может устанавливаться после поворота ключа зажигания, если, во-первых, включен автомобильный комплект Nokia 616, во-вторых, включен совместимый мобильный телефон, поддерживающий профиль или Bluetooth Hands Free, и на нем активирована технология Bluetooth. И, в-третьих, совместимый мобильный телефон и комплект Nokia 616 должны быть привязаны друг к другу.
Память автомобильного комплекта Nokia 616 может использоваться для независимого хранения данных двух различных пользователей. Если два человека пользуются одним автомобилем, каждый из них может хранить и использовать личные данные (такие как записи контактов, метки имен и голосовые команды, короткие сообщения и настройки телефона, например мелодии звонков) в профиле пользователя.
Автомобильный комплект Nokia 616 поддерживает HSCSD и GPRS. Используя профиль Bluetooth SIM Access, можно подключить ноутбук к телефону-комплекту и осуществлять прием данных по GPRS или иметь выход в Интернет, и все это не выходя из машины!
Наиболее популярными автомобильными телефонами в данное время являются Nokia 810 и уже отживающий свой век Nokia 6090.
Nokia 6090 имеет системный блок со встроенным 8-ваттным усилителем и активную трубку с дисплеем. Аппарат поддерживает две SIM-карты (одна в трубке, другая в блоке), но одновременно работает только с одной и только в диапазоне GSM 900, что иногда сказывается на качестве телефонного разговора. Можно задать приоритет нужной «симки» при включении, а также переключаться между ними с меню телефона.
Nokia 810 имеет отдельный высококонтрастный дисплей с подсветкой, который можно расположить в любом удобном для водителя месте, наличие 2-ваттного усилителя GSM 900/1800, поддержкой технологии Bluetooth для синхронизации записной книжки телефона с автокомплектом. Есть два профиля пользователя (контакты, голосовые метки и установки). В остальном, по функциональности автомобильные телефоны похожи на стандартные системы громкой связи, за одним исключением — автомобильный телефон Nokia 810 поддерживает интерфейс передачи данных RS232 с AT-командами. Этот интерфейс обеспечивает работу специфических автомобильных приложений, таких как службы слежения GPS. Интерфейс RS232 позволяет предложить интеграторам автомобильных бортовых компьютеров новейшие услуги передачи данных, такие как GPRS и HSCSD, используемые при управлении автомобильным парком и грузами, при этом создав максимальный комфорт водителю. Кроме того, предусмотрена трубка с цифровой клавиатурой ITU-T (12 клавиш) для управления записями контактов, как в мобильных телефонах.
Автомобильный телефон Nokia 810 позиционируется как продукт, требующий специальной автомобильной SIM-карты, установленной в считыватель SIM-карты радиоблока TFE-4R (twin SIM-карта).
Не спят и конкуренты, ведь, по оценкам экспертов, ежегодный рынок GSM/GPS телефонов оценивается в 1 000 000 единиц. Выпускают GPS-телефоны японцы, к примеру, Mova F66li от компании NTT DoCoMo, выполненный в раскладном корпусе.
Популярны в мире производимые другой финской компанией Benefon GPS-телефоны ESC и TRACK. Они сочетают в себе функциональность и все достоинства систем GPS-навигации, поставленных на «рельсы» стандарта GSM. Кроме того, водонепроницаемый и противоударный корпус окажется полезным экстремалам, а программа для подготовки и загрузки карт Geo Spectrum Benefon Mapping Suite не позволит потеряться незадачливому путешественнику, где бы он ни находился, даже вне зоны покрытия GSM оператора. Не желает сдаваться и корейский гигант Samsung. Его первая модель такого рода – телефон SCH-V500 – появилась пару лет назад, теперь появился SCH-V600. Корейские инженеры воплотили в нем свое представление о том, каким должен быть аппарат для просмотра видео и полноценной навигации, с использованием преимуществ связи. Существует одно «но» – этот телефон работает в сетях стандарта CDMA2000. Остается лишь надеяться, что модели Samsung адаптируют к нашим сетям.
Один их самых известных лидеров этой отрасли -парижская фирма Parrot известна своими разработками и патентами в области распознавания речи (Parrot в переводе – «Попугай»). Алгоритмы и технологии, разрабатываемые компанией, применяются в различных устройствах (диктофонах и др.), лицензируются производителям мобильных телефонов и другого оборудования. Кроме научных и прикладных разработок компания сама производит ряд микропроцессоры обработки звука и законченные устройства, в том числе установочные комплекты громкой связи для автомобилей. Последним достижением является использование технологии Bluetooth для дистанционного использования мобильного телефона.
С поворотом ключа зажигания, активизируется установленный комплект «Каркит». При этом телефон водителя (оснащенный Bluetooth), прописавшийся ранее в процессоре комплекта, выходит с ним на связь и передает ему бразды управления. Не имеет значения, где именно находится телефон — в кармане, портфеле, багажнике и т.п., важно только, чтобы он был не менее чем в 10-метровой зоне радио-видимости.
При поступление входящего звонка, «Каркит» уже самостоятельно приглушит звук магнитолы, и произнесет приветствие типа «Вам звонит такой-то» и можно вести разговор, не отрывая рук от руля. Если же нужно отсоединиться или не брать трубку, стоит сказать запрограммированную волшебную «фразу» или слово, например: «Конец связи».
Если, наоборот нужно позвонить, то стоит просто сказать «Соедини меня», и после сигнала — имя абонента. Все довольно просто.
При установке комплекта Parrot CK3000 в салоне автомобиле видно только микрофон, который обычно располагаемый в районе зеркала заднего вида или слева вверху лобового стекла, и две кнопки, служащие для инициализации (перезапуска) системы, а для телефонов Nokia и для выполнения операций начала-конца разговора. Установка комплекта состоит в закрепления центрального блока, прокладке кабеля микрофона и соединения кабелей с магнитолой (усилителем), колонками и питанием. Все это проще установки магнитолы или CD-changerа, особенно при наличии разъемов ISO в аудиосистеме. Система работает с любыми телефонами, полностью поддерживающими спецификацию Bluetooth 1.1. Примерно с 2002 года все основные производители телефонов включают поддержку этой технологии в свои новые модели трубок старшего и среднего класса.
Небольшой минус в том, что поскольку концепция комплекта такова, что телефон остается «при водителе», т.е. не извлекается для подключения, то держатель телефона, подключение антенны и подзарядки телефона в комплект не включены. Имеется в виду, что: телефонная связь в машине используется при коротких перемещениях по городу (главное удобство — нет необходимости ставить и снимать трубку),а в городе нет большой необходимости во внешней антенне. Все современные телефоны не нуждаются в подзарядке по несколько дней. Собственно их этих соображений исходили французы при создании своей системы.
Разумеется, при необходимости можно установить держатель с разъемами подзарядки аккумулятора и антенны, а также саму антенну и антенный усилитель. Тогда при длительных поездках телефон ставится в держатель, а при коротких — остается в кармане (в сумочке). Можно также установить дополнительно динамик (вместо использования штатных).
Можно «привязать» к процессору до 3-х разных телефонов, каждый со своей телефонной книжкой и своими командами. Но «рабочим» будет только один телефон, в каждый момент времени может быть связан с процессором. Если в машине одновременно находится сразу 2 или 3 зарегистрированных телефона, системой выбирается тот телефон, которому задан приоритет, а если такого нет, то первый, попавший в зону действия. Так как голосовые метки устанавливаются на все (или избранные) номера телефонов из книжки телефона. Процессор считывает книжку последовательно и предлагает произнести имя абонента дважды, показывая имя на экране трубки. При достаточном совпадении произношения метка записывается в память блока CK3000, и система переходит к следующей записи книжки. Номера можно пропускать. Впоследствии, при дополнении телефонной книжки телефона система при очередной регистрации сама обнаружит нового абонента и предложит создать ему голосовую метку, при включенной функции автоматического ведения книжки. В любое время можно редактировать (создавать, удалять) голосовые метки вручную. Можно вести 3 разные книжки голосовых меток для 3-х разных телефонов.
Причем для телефонов SonyEricsson возможно управление не только голосом, но и с помощью меню телефона. Для Nokia предусмотрено использование двух кнопок – «начало разговора» и «конец разговора».
Все голосовые команды записываются пользователем на том языке, на котором ему удобно. К сожалению, пока только при записи команд система обращается на английском языке.
Меню управления системой Parrot появится после регистрации телефона в системе. Качество звука обеспечивается специальными алгоритмами подавления эха, шумов, фильтрации только голоса. Поскольку для передачи входящего сигнала используются штатные динамики автомашины, звук для водителя наилучший из возможного.