ГДЕ ЖАЛИЛИ «ШЕРШНИ»

Журнал “Крылья Родины” 1’94

 Me410

    Самолет Me.410 разделил судьбу многих немецких самолетов, созданных уже в ходе войны. История его создания тесно связана с идеей поиска «тотального оружия возмездия», способность стереть в порошок всех врагов тысячелетнего рейха. Когда стало ясно, что план молниеносной войны на Востоке окончательно провалился, сопротивление на Западе, с вступлением в войну США, все более возрастало, и бомбы союзников стали падать на территорию самой Германии, верховному командованию пришлось задуматься о глубокой системе противовоздушной обороны. Стал жизненно необходим мощный самолет-перехватчик с сильным вооружением, не боявшийся вступить в бой с любым противником.
Me.410 долгое время оставался в тени тысячных серий и боевых подвигов своих старших братьев — Me.109 и Bf.110, о которых сказано уже довольно много. Но «410-й» является не менее интересной машиной, заслуживающей внимания. После небольшой серии самолета Me.210 — первой его значительной модификацией, которая всерьез разрабатывалась, был Me.310. Предполагалось создать универсальный истребитель-бомбардировщик с большой высотностью, герметичной кабиной и крылом большого удлинения.
Самолет должен был иметь достаточно мощные двигатели, чтобы при сильном разнообразном вооружении — хорошую скорость, быстро набирать высоту и не утратить способности вести маневренный воздушный бой в большом диапазоне высот. Тринадцатый экземпляр Me.210 модифицировали согласно этим требованиям. Он получил обозначение Me.310. Однако эта машина не полностью отвечала предъявленным высоким требованиям и продолжения не последовало.
Следующим предложением Вилли Мессершмитта был Me.410. За основу опять взяли Me.210, Сохранивший внешние черты своего предшественника Me.410 имел более мощные двигатели DB.603А ( у Me.210 моторы DB.601), скрывающиеся под удлиненными капотами, и воплотил в себя все лучшее из Me.310. И хотя результаты оказались опять хуже ожидаемых, по летным характеристикам Me.410 «Hornisse» (самолет получил название «Хорнайсе», что значит «Шершень»), доказал большую состоятельность в качестве боевого самолета, чем его предшественник.
Me.410 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с однокилевым оперением большой площади. Фюзеляж овального сечения с работающей гладкой металлической обшивкой состоял из 15 секций. Места для двух членов экипажа — пилота и стрелка-радиста — находились над бомбовым отсеком в передней части фюзеляжа. Они закрывались общим сплошным фонарем, имевшим характерные, выступающие за края кабины боковины, что вместе с плоской прозрачной панелью в носу обеспечивало очень хороший обзор из кабины экипажа. Такая компоновка придавала самолету очень необычную каплевидную форму.
Крыло двухлонжеронное с автоматическими предкрылками, которые занимали до 45% передних кромок. На задней кромке устанавливались щелевые закрылки с гидравлическим приводом и элероны с внешними весовыми балансирами. В крыле уже устанавливались шесть протектированных топливных баков. Стойки шасси консольного типа, убирались гидравликой, поворачиваясь при этом на 90 градусов. Винты трехлопастные, изменяющегося шага.
Первый самолет Me.410 (заводской код DI + NW) взлетел осенью 1942 года. После успешных испытаний еще шести соответственно модифицированных Me 210 по заказу министерства авиации «Шершень» пошел в серийное производство в конце того же года.
Первый серийный вариант, получивший обозначение A1, представлял собой легкий бомбардировщик с максимальной бомбовой нагрузкой до 2000 кг и стандартным вооружением, как у Me.210 — два пулемета МG.17 калибра 7,9 мм и две пушки «Маузер» МG.151 калибра 20 мм в носовой части, а также двумя пулеметами МG.131 калибра 13 мм в оборонительных турелях FLD.131, стреляющих назад и располагающихся по бортам фюзеляжа сразу за крылом. Эти турели управлялись дистанционно из кабины экипажа и обеспечивали в вертикальной плоскости угол обстрела +80° — 45°, в горизонтальной 50°. На внутренней подвеске Me.410A1 обычно нес две бомбы SD.500 по 500 кг.
Различные варианты и комбинации вооружения Me.410 появились позже. На разведчике A1/U1 оба носовых пулемета отсутствовали, а в бомбоотсеке устанавливались фотокамеры. Тяжелый истребитель A1/U2 нес установленные вертикально пушки для борьбы с американскими тяжелыми бомбардировщиками две пушки в бомболюке.
На версии A1/U3 вертикальные пушки сняли. Но наиболее ужасающим оружием, которое Me.410 когда-либо использовал в бою, была 50 мм пушка ВК.5, переоборудованная из орудия L/60, стоявшего на бронетранспортерах серии Sd.Kfz.234. Эта пушка стала единственным наступательным вооружением на версии A1/U4 — истинном убийце бомбардировщиков. 900-килограммовое орудие имело отдачу около 7 тонн и боезапас в 21 снаряд. Они располагались в круглом магазине и подавались с помощью сжатого воздуха.
Me.410A1/U4 оказался не на много маневреннее своих предполагаемых жертв, а орудие, оставаясь недоведенным, часто заедало после нескольких выстрелов.
Me.410А2 — тяжелый истребитель с двумя 30-мм пушками МК.103 в бомбоотсеке. В остальном версии A1 и А2 соответствовали друг другу. Ночной истребитель A2/UТ имел четыре пушки и два пулемета, оснащался радарами FuG.25A, FuG.101 и FuG.216.
Специализированные фоторазведчики A3 и А6 имели по три и шесть фотокамер соответственно в более выпуклом бомбоотсеке, вооружались двумя пушками и пулеметами.
С появлением в апреле 1944 года серии В на Me.410 были поставлены более мощные двигатели DB.603G. Серии B1 и В2 повторяли А1 и А2. Только на Me 410 В2/U4 вместе с пушкой ВК.5 стояли еще две пушки МК.103.
Широкое распространение получили дополнительные комплекты вооружения Me.410 в полевых условиях. Буква «R» в обозначении самолета и номер разработки показывал новую модификацию, тогда как буква «U» — заводскую серию — «Ум Рюицзац». Наиболее популярными были «Рюицзац»:
R2 — две пушки 30-мм, R4 — две 20-мм пушки, R5 — четыре 20-мм пушки в контейнерах на внешней подвеске.
На Ме.410 применялись различные комбинации ракетных подвесок, бомб, применялись различные поисковые радары и даже торпеды. Именно способность нести такое тяжелое и разнообразное вооружение составляло главную ценность «Шершней» на заключительном этапе войны.

Тактико-технические данные самолета Мe.410A (Me.410B)

    Силовая установка состояла из двух двенадцатицилиндровых двигателей с водяным охлаждением DB.603А (DB.603G) по 1750 л.с. (1900 л.с.).
Технические характеристики: скорость максимальная на высоте 6700 м — 625 км/ч (630 км/ч). Время подъема на высоту 6700 м — 10 мин 42 сек. Потолок — 10 тыс. м. Дальность полета — 2334 м.
Размах крыльев — 16,35 м, длина самолета — 12,48 м, высота — 4,28 м, площадь крыльев — 36,24 м2.
Вес пустого самолета — 6148 кг (7983 кг), максимальный полетный вес — 10,662 кг (11236 кг).
Вооружение Me.410: пушка MG.151 калибра 20 мм; пушка МК.103; пушка ВК.5 — 50 мм; пулемет MG.17 калибра 7,9 мм. На всех модификациях на турелях FLD.131 стояли пулеметы МН.131 калибра 13 мм.

Применение Me.410 в боевых частях

    В апреле и мае 1943 года Me.410 начал поступать в боевые части первой линии. Группы тяжелых истребителей, бомбардировочные и разведывательные отряды перевооружались Me.410 почти одновременно. Первыми частями, получившими «Шершни», стали: III/ZG1 «Веспен» (Wespen), V/КG2 «Хорнайсе» (Hornisse) на западе и II(F)/22 на Сицилии в Трапани соответственно. Было создано специальное «антибомбардировочное» соединение — им стала «Испытательная Команда 25» гауптмана Эдуарда Тратта, которая получила Me.410 в мае.
«Испытательная Команда 25» была организована из истребительного, бомбардировочного и тяжелого истребительного отрядов. Последний оснастили 10 Bf.110, одним Me.210 и парой Me.410. На них проводилась боевая оценка различных наборов вооружения, включая 8-см 30-см ракеты и пушки калибров 30, 37, 50 мм. С июня по декабрь 1943 года потери в группе составили 8 Вf.110 и 2 Me.410.
В течение сентября 1943-го на «Шершни» перевооружилась II/ZG26 «Хорст Вессель» (Horst Wessel) и начала действовать в операциях по обороне Рейха. Гауптман Тратт оставил «Команду 25» и принял командование этой группой. Первоначально базировавшаяся в Оберваффенхафене II/ZG26, в начале 1944-го перемещается в Кенигсберг-на-Одере.
Несмотря на постоянную поддержку Вf.109 и FW.190 из JG300 «Герман» (Hermann), II/ZG26 нес жестокие потери от союзных истребителей сопровождения. 22 февраля гауптмап Тратт предпринял отчаянную атаку в одиночку на соединение союзных бомбардировщиков около Нордхаузена и погиб с титулом наиболее удачливого тяжелого истребителя с 38 сбитыми и несколькими наземными целями на своем счету.
Me.410 из группы II/ZG26 имели, помимо пушек ВК.5, и другое необычное вооружение в своей роли перехватчиков. Одним из наиболее эффектных был самолет лейтенанта Руди Дассова, модифицированный под восемь пушек 20-мм. До своей гибели 25 августа 1944 года Дассов несколько раз использовал в боях мощную батарею.
Уязвимость «Шершней» от атак одномоторных истребителей получила еще одно кровавое подтверждение 3 мая 1944 г. Группа приняла участие в перехвате соединения В-17 и В-24 из состава 8-й воздушной армии по пути на бомбежку авиазавода в Познани. В то время когда Me 410 летели на одной высоте с вражеским строем, на них внезапно набросилось около 20 Р-51. Дюжина Me.410 была сразу сбита, многие экипажи погибли, в то время как бомбардировщики ушли безнаказанно.
Среди других соединений, широко использовавших Me.410, прежде всего необходимо упомянуть V/КG2, который был расширен до сил группы и участвовал в операциях летом 1943 года, играя довольно значительную роль в «маленьком блицкриге» на Британские острова в 1943-44 г.г. Другим бомбардировочным соединением, переоснащенным в 1943, была I/KG51 «Эдельвейс» (Edelweiss).
Перебазировавшись с советского фронта в Иллесхайм для отдыха и перевооружения в мае, к концу июля группа полностью заменила Ju.88А4 на Me.410A. Вместе с штабным отрядом I/KG51 встала под начало командующего воздушными силами «Центр» в сентябре этого же года. Снятая и переведенная на Западный фронт оказалась окончательно готовой к боям в феврале 1944-го, базируясь в Бовэ.
С марта 1944-го и далее несколько частей в быстрой последовательности получили «Шершни». Первой I(F)/121, которая базировалась во Франции и имела смешанное вооружение — Me.410A3 и Ju.88T.1/NJGI. Дополнила свои ночные истребители Вf.110 и Не.219 несколькими Me.410 в апреле, а в мае несколько машин получила I/NJG5. К июню ZG26 и ZG75 были целиком использованы для перехвата бомбардировщиков, используя свои Me.410. В одном примечательном бою над Будапештом 2 июля 1944-го, I/ZG26 вместе с Вf.110 из I/J61 — и Bf.109 из II/JG27 «Африка» (Afrika) удалось уничтожить 45 самолетов, из них 34 тяжелых бомбардировщика, 8 из которых записали на свой счет Me.410, не понеся потерь.
К заключительному этапу европейской кампании несколько Me.410 еще использовали в роли разведчиков. Именно в разведывательные группы передавалось большинство машин позднего выпуска. Вероятно, что последним истребительным соединением, использовавшим «Шершни», была IV/ZG26 (в действительности никак ни связанная со знаменитым гешвадером «Хорст Всссель», который в августе 1944-го был переименован в JG6). Вновь сформированная IV/ZG26 использовала «Шершни» с норвежских баз на переломе 1944/45 г.г. и феврале 1945 г. получила новое обозначение II/JG5.
Всего с начала 1943-го по сентябрь 1944-го промышленностью было выпущено и передано в войска 1160 Me.410.

Добавить комментарий