УВЛЕЧЕНИЕ ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ УВЛЕЧЕНИЕМ

ИНТЕРВЬЮ С ИЗВЕСТНЫМ МОСКОВСКИМ
ХУДОЖНИКОМ И МОДЕЛИСТОМ ИЛЬЕЙ ПЕРЕЯСЛАВЦЕВЫМ

Илья Переяславцев — не просто интереснейший человек, известный художник, но — отдельное явление в мире моделизма, и российского и мирового. Оригинальный стиль и приемы давно выделили его среди коллег, а само имя, можно сказать, стало нарицательным. На многочисленных моделистских форумах часто можно услышать фразы типа — «я, конечно, не Переяславцев, но..» или «похоже на стиль Ильи». Недаром тысячи собранных моделей танков и другой техники, тысячи созданных и раскрашенных им самим военно-исторических миниатюр — залог признания. Как же все начиналось? Как зародился стиль? Что думает Илья с достигнутых им высот о моделизме как хобби? «2Т» расскажут. И покажут произведения художника во всей красе.

2Т: Илья, откуда берут начало корни Вашего нынешнего увлечения? В каком возрасте потянуло к моделизму?
И.П.: Сколько себя помню, всегда тянуло. Корни, наверное, в фильмах и книгах о войне, в тяге к истории и любви рисовать. Первую модель склеил, наверное, еще классе в первом, тогда же стал замечать ошибки у моделек, склеенных старшеклассниками. Дело в том, что я всегда стремился по возможности к более точному воспроизведению деталей прототипа, мне был интересен, например, сам танк в его «живой» исторической ипостаси, а многим и тогда, и сейчас интересна просто «игрушка», стоящая на полке. Отсюда и ошибки многих моделистов. Конечно же, в юности приходилось довольствоваться тем, что было под рукой. О том, что сейчас представлено в модельных магазинах, о таком разнообразии мы и не могли мечтать, но это не отменяет самого исторического подхода к миниатюре. Из чего бы ее ни делать, она все-таки должна быть моделью, копией. Так что корни военно-исторического моделизма должны произрастать из самого интереса к истории как таковой.
2Т: В каких жанрах моделизма работаете сейчас? Есть ли самые любимые масштабы, модели?
И.П.: Жанры любимые — бронетехника и фигурки, диорамы и виньетки. Так как я работаю арт-директором фирмы «Танк», специали-зирующейся на выпуске фигурок из эпоксидной смолы — дорогих, высокой степени копийности, то и в своих работах по фигурам использую в основном их. Сам рисую эскизы, не леплю, правда. Сам раскрашиваю — тут и основной простор для стиля и творчества. Любимый период здесь — Вторая мировая война, как наши, так и немцы. Тот же период любим и в бронетехнике. Если говорить о моделях — это, конечно, «Тигр I». Я собрал их больше двухсот за всю жизнь: «Королевский тигр», «Пантера», из наших, пожалуй, «КВ», «ИС» разных модификаций. Почему именно они? Это, наверное, дело личного вкуса. Он у всех разный.
Вообще, о моделях нельзя сказать, какая «самая» любимая. Разве можно, имея семью, говорить о детях, кто — «самый», а кто — «менее» любимый? Это же творчество, вышедшее из-под твоей руки, любишь ты все. Только чем-то мень ше доволен, в чем-то видишь ошибки. Но любимыми творения от этого быть не перестают. Если же говорить обо всех жанрах, в которых я работал, в принципе, наверное, во всех когда-то себя испробовал.
Относительно масштабов — все зависит от модели прототипа и художественного замысла, от возможностей различных. Интересно было бы сделать диораму в масштабе 1:9, но, во-первых, где, а самое главное — как ее смотреть? Она неизбежно будет распадаться у зрителя на куски. Разве что в саду особняка ее ставить и любоваться откуда-то сверху. Конечно же, для диорам и виньеток самый выгодный масштаб — 1:35. Для бюстовых фигурок — 1:9, но это уже другой жанр — по сути, мини-памятник, портрет, он не нуждается в «диорамном» подходе к композиции.
Играет роль и возможная копийность тех же диорам. Мечта многих моделистов — сделать диораму с разрушенным домом, развалинами, в которых идет бой. К сожалению, здесь часто — судя по выставкам — начинает превалировать упрощенческий подход: навалят камня — вот и «развалины». А если делать историческую диораму — здесь нужно воспроизводить все вплоть до интерьеров разрушенного дома и деталей водосточных труб, только тогда это будет интересно и действительно живописно. Для диорамы «Бой в Берлине в мае 45-го» мне пришлось изучить даже то, как выглядел водонапорный кран на улице в те годы, чтобы воссоздать в точности атмосферу. Это просто пример. В большом масштабе диорама с развалинами займет огромное количество времени, причем большая часть его будет посвящена изучению домостроительства и интерьера, особенностям техники, униформы и оружия войск того временного периода, который выбран, а не собственно раскраске и созданию произведения. Когда-нибудь, надеюсь, столько времени будет и у меня. Фактор времени — тоже играет важную роль. Только для полноценной раскраски одной фигурки в масштабе 1:35 тратить надо не менее двух недель.
2Т: Когда родился Ваш стиль? Какие его основные слагаемые? Что важно для Вас, как для моделиста, прежде всего?
И.П.: Собственный стиль? Наверное, году в 1994-м сформировался окончательно. Про слагаемые стиля не могу сказать, у каждого художника свой подход к материалу, свое видение. Особенности своей техники, надеюсь, осветим в цикле статей в вашем журнале в будущем — это будет полезно для читателей. Но, наверное, основное, что я всегда стараюсь подчеркивать в собственных работах, — их историчность. Видите, здесь у меня на полках более тысячи книг, альбомов, исторических трудов, посвященных технике и униформе. Почти все иностранные, конечно. Я просто считаю, что раз уж ты занялся военно-историческим моделизмом, миниатюрой, реконструкцией боевой техники, то твои работы должны в точности отображать или хотя бы приближаться к тому, что было в реальности. Иначе это детские игрушки или забава по склейке. Конечно, и это тоже вполне нормально — не все ставят себе задачу быть именно реконс-труктором или художником. Но, с моей точки зрения, которую я никому не навязываю, конечно, точность в исторических деталях надо соблюдать везде. И если набор не позволяет собрать копию реальной техники, например, надо доводить, тюнинговать, делать модель копийной. К счастью сейчас появилось множество китов по бро-нетехнике (и не только) очень высокой степени копийности (Tamiya, Dragon, в последнее время начал делать прекрасные вещи и Trumpeter). Но все равно все должно начинаться не с изучения инструкции модели, а с изучения истории реального танка, реальной униформы и т.п. За вас никто ничего не соберет и не раскрасит, это ваше творчество, копировать никого не надо, поэтому я, наверное, так редко отвечаю на вопросы в форумах о моих работах. Если человек имеет художественный вкус и знания по истории, ему и так все понятно, он сделает лучше меня. Если этого нет, бессмысленно и объяснять. Еще один момент. Моя техника — это всего лишь мой личный взгляд. Художник должен изучать прототип и видеть модель глазами собственными, может даже собственным сердцем.
2Т: Насколько известно, Вы регулярно брали «золото» на всех крупнейших международных модельных выставках. Но сейчас Вас там почему-то не видно. В чем причина?
И.П.: Увлечение должно оставаться увлечением, я считаю. Модели делаешь, прежде всего, для себя и для своей души и глаз. Когда это начинает превращаться в спорт, в гонку за медалями, соревнование с другими — это мне не очень импонирует в последнее время. Знаете, как говорят, «физкультура — это полезно, спорт — вредно». Для меня моделизм — это, скорее, физкультура души. Может быть, поэтому я сейчас отклоняю даже предложения судить модели других на конкурсах и выставках. Не вижу смысла. О своих медалях ничего говорить не буду — они просто есть, и хвалиться тут нечем. Российские моделисты регулярно показывают одни из самых высоких результатов на крупнейших международных выставках. Наша школа не хуже зарубежной.
2Т: Чем, помимо моделизма, увлекаетесь еще?
И.П.: Всем, связанным с военно-исторической реконструкцией. Фильмами и книгами о войне, страйкболом, коллекционированием антикварного ММГ-оружия, собственно реконструкторством, регулярно бываю на слетах реконструкторов. Стараюсь, чтобы мое увлечение, как и жизнь, было полно новых впечатлений и идей.
2Т: Спасибо за беседу, Илья. Надеюсь видеть Ваши статьи в наших следующих номерах.
И. П.: С удовольствием! В следующий раз поговорим об особенностях техники профессиональной окраски фигур.

Интервью брал Сергей Горожанин

Добавить комментарий