ОЧИ ЯСНЫЕ, ОЧИ РАЗНЫЕ…

Сейчас многие владельцы недорогих автомобилей оснащают их лампами, которые светят синим светом, внешне напоминающим оттенок ксеноновых фар. Но гоняясь за модой мало кто обращал внимания, что лампочки мощностью 90 Вт с синим фильтром освещают дорогу гораздо хуже, чем обычные 60-ваттные. Не может же прозрачный фильтр так снижать интенсивность светового потока?

Разумеется, окраска в синий цвет стекла колбы лампы не увеличивает их световой мощности, и ничего общего с ксеноновыми синие лампы не имеют.

В «женевском соглашении», которое подписали уже 37 стран, был зафиксирован свод правил, касающихся безопасной эксплуатации автомобиля. Треть этих правил относится к приборам освещения и световой сигнализации. Уже одна эта цифра свидетельствует, насколько сильно зависит безопасность от приборов освещения, какое значение придают им международные эксперты. Более того, сейчас в Женеве рассматривается вопрос о запрещении использования цветных фильтров на осветительных приборах.

Оказывается, мода на разноцветные фары охватила не только Россию. Например, в Германии огромное количество автомобилей ездят с фарами, которые светят зеленым, желтым и другими цветами. Разработчики женевских «Правил», естественно, не могли этого предвидеть и, к сожалению, цвет света фар не регламентировали. Ничего не говорится о нём и в технических условиях эксплуатации автомобиля. И все же в Европе нашли способ борьбы с «новаторами».

Как правило, мощность и плотность светового пучка цветных ламп не соответствуют стандартам, и машина не проходит технический осмотр. Более того, если она попадет в аварию и выяснится, что на ней стояли не соответствующие нормативам лампы, страховая компания не будет оплачивать ремонт, и владельцу придется раскошеливаться самому. Но в нашей стране такие меры практически бесполезны. Так как на технических осмотрах в ГИБДД проверяют только правильность регулировки фар — мощность и цвет лампочек мало кого интересует. Поэтому нам остается лишь апеллировать к здравому смыслу водителей.

Подавляющее большинство автолюбителей считают: если производители дорогих иномарок оснащают их ксеноновыми фарами, которые светят голубоватым светом, значит, такой оттенок лучше. А мы добьемся того же эффекта синим светофильтром — будет дёшево и сердито. Это заблуждение. В ксеноновых лампах свет излучает не раскалённая вольфрамовая спираль, а электрический разряд, возникающий в среде инертного газа, — потому-то они и называются газоразрядными. Спектр такого излучения очень близок к спектру солнечного света. В сущности, это белый свет, а голубоватым он кажется нам лишь по контрасту с цветом пучка фар с обычными лампами накаливания, спектр которых сдвинут в сторону желтого. Кстати, сложный электронный прибор, «включающий» автомобильные ксеноновые лампы, по принципу действия схож со «стартером» ламп дневного света.

Эффективность светового пучка многих ксеноновых фар обеспечивает еще и рефлектор свободной формы (Freiflachen-Reflektor). Его поверхность, просчитанная на компьютере, поделена на отдельные сегменты, каждый из которых отвечает за определенную часть освещаемого пространства. В результате свет от лампы распределяется целенаправленно, что позволяет добиться максимальной дальности освещения, не ослепляя при этом водителей встречных ма­шин. Газоразрядная лампа обеспечивает интенсивный световой поток, а мощность её — всего 35 Вт, почти вдвое меньше, чем у штатных ламп отечественных автомобилей.

Однако есть не только газоразрядные, но и галогеновые лампы с измененным спектром, близким к солнечному, — их выпускают такие известные компании, как Philips, Bosch, Osram. Конечно, по эффективности светового потока они уступают ксеноновым, но превосходят обычные «галогенки». Например, Philips выпускает лампы серии Blue Vision, которые бывают трех типов Н4 12V — 60/55W, Н1 12V — 55W и Н7 12V — 55W. Все они соответствуют европейским стандартам, и их можно использовать без ущерба для собственной безопасности

Сегодня практически в любом магазине запчастей вам предложат как минимум десяток типов ламп для фар автомобиля. Они могут быть с синими светофильтрами, свет от которых напоминает ксеноновыи, желтые противотуманные, заполненные газом, и… все они, как правило, повышенной мощности. Порой мощность завышена даже не вдвое, а втрое и больше (например, не 55/60 Вт, как положено, а 150/200 Вт).

Многие автолюбители (особенно это касается владельцев отечественных автомобилей, в которых осветительные приборы далеки от идеала), выбирая лампочку, стараются подобрать самую мощную, надеясь, что она будет прекрасно освещать дорогу. Но, установив ее в машину, можно столкнуться с рядом проблем. В сырую погоду, особенно после дождя (когда на до­роге полно луж), пользоваться такими фарами надо очень осторожно. Если на раскаленное стекло попадет вода, оно лопнет. Впрочем, это далеко не самое страшное — в конце концов, новое стекло для фары российского производства стоит не больше 50 рублей. Гораздо опаснее другое. Не рассчитанные на столь большой ток провода, идущие к фарам, перегреваются, а пластиковые разъемы плавятся. Хорошо, если спасет предохранитель и оборвет питание цепи, а если нет — риск возгорания очень велик

Световая температура-это температура на поверхности источника света. Для примера у Солнца она где-то 5000 градусов по шкале Кельвина, у галогеновой лампы эта температура около 2800 К. Первые ксеноновые лампы на автомобилях имели световую температуру чуть ниже 4000К, потом наука шагнула вперед и появились лампы с температурой 4200-4300К. Именно эти лампы сейчас поставляются как запасные. На конвейер как правило идут лампы с 4300К. И в связи с большой разницей в цене лампы с температурой 5000-6000К (именно от немецких производителей) в нашей стране большого распространения не получили. Зато ассортимент корейских ламп с температурами вплоть до 15000К полностью представлен. Лампы с такими параметрами являются самыми яркими. Если взять немецкую лампы с тепмпературой 5400К,то не всякий заметит разницу в оттенках. И корейская лампа(при одинаковой температуре) теоретически светит таким же цветом.что и немецкая лампа.

Но, например Филипс 6000К светит почти таким же сиреневым светом, как и ИГЛай 7000К. Хотя согласно курсу физики фиолетовый спектр начинается после 12000К, но в основном нишу с 6000К и до… упора прочно заняли корейцы. Если 6000К еле-еле голубая, то 8000К уже едко голубая, 10000-вообще мертвецки синяя, 12000К-фиолетовая.

Согласно информации с сайта американского отделения Осрам получается, что яркость лампы имеет обратную зависимость от роста цветовой температуры(4300К-3200лм, 5400К-2600лм и т.д., 12000К на 5% ярче стандартной галогеновой 55-ваттной лампы).

Все эти наблюдения справедливы для ламп с прозрачной колбой, т.к голубая колба естественно все смещает в область синего цвета. Кстати бытует мнение, что голубые лампы делают из белых, у которых цвет свечения не вписывается в жесткие рамки. Отчасти это правда, но не у всех производителей. В свое время проходила через Москву партия голубых ламп, у которых даже голубое напыление на колбе не могло скрыть разность свечения ламп. А люди, купившееся на дешевизну (на рынках те лампочки продавались чуть ли не по 38$) мучаются теперь до сих пор. Ведь если сгорает (обычно правда разбивается) одна лампа, то менять надо две, чтобы светили одинаково. А тут явная некондиция. И сколько не отбирай лампы, все равно ТАКИХ уже не найти…вот и получается, что скупому платить еще раз за пару новых ламп…

На конец мая 2003-го года помимо ламп Eagleye на российском рынке появилось много других производителей. Возьмем к примеру фирму с условным названием Galaxy. Свет ее лампочек сильно отличается от того, что мы наблюдали с Игл. Например «шеститысячники» от GALAXY «растеряли» тот зеленоватый оттенок, который присущ лампам Eagleye с температурой 6000К. Свет ламп Гэлэкси стал БЕЛОСНЕЖНЫМ (с легкой примесью голубого). Ощущение такое, что ты вышел на заснеженное поле в яркий солнечный день. Вокруг одна белизна с еле уловимым голубым оттенком. Наверное это именно тот цвет, который так долго хотели автолюбители, желающие переделать галогеновый свет автомобиля в престижный ксенон. А вот скажем 8000К лампа того же производителя светит с таким едким голубым оттенком. Наверное, это вариант для любителей «голубого ксенона».

Итог повествования наверное должен быть таким: самая яркая лампа-это 4300, отклонение в любую сторону от этой цифры ведет к потере количества света(и видимости) на дороге. Начиная с 6000К свет приобретает усиливающийся голубой оттенок. Но смысл выбирать наверное есть только от 4300 до 6000К. все остальное для больших извращенцев.

Отличная видимость дорожной ситуации при любых погодных условиях и в ночное время суток — спектр свечения ксеноновых ламп намного ближе к естественному солнечному свету. В дождь и туман свет ксеноновых фар не создает перед Вашими глазами световую стену. Лучи ксенонового света легко пробивают туман или дождь и освещают не капли дождя и тумана, а полотно дороги. Все это дает возможность избавиться от излишнего напряжения во время езды. Ксенон — это Ваша безопасность и комфорт на дороге.

Ксеноновый свет — это более интенсивный яркий свет, при меньших энергетических затратах. Потребляемая мощность ксеноновых ламп, в два раза меньше, чем потребляемая мощность галогеновых. Ксеноновый свет по сравнению с обычными лампами накаливания имеет два решающих преимущества:

Ксеноновая лампа производит в два раза больше света чем современная галогеновая, используя при этом 2/3 мощности. Излучаемый свет по спектру схож с дневным светом. В предлагаемые комплекты ксенона входит 2 блока (необходимы для того что бы разжечь смесь газов между электродами лампы в колбе — 25 000 вольт, а затем поддерживать горение дуги — 80-100 вольт).

Большая светоотдача и обзорность, большая экономичность, больший срок службы, а самое главное — большая безопастность и комфорт на дороге. Световой поток, излучаемый ксеноновой лампой мощностью 35W почти в три раза интенсивнее по сравнению с обычной штатной лампой накаливания мощностью 55W. Значительная часть ДТП (около 60 %) происходит из-за плохой видимости в темное время суток. Влияние неблагоприятных погодных условий (туман, дождь, снег) еще более осложняет движение и делает его особенно опасным.

Свет, излучаемый ксеноновой лампой, имея по сравнению с обычным в 2,5 раза большую интенсивность, значительно помогает водителю улучшить обзорность. Геометрия освещенного участка дороги также улучшается, поскольку пучёк света фары, оснащенной ксеноновой лампой, шире. Немаловажным также является то, что «ксеноновый» свет в силу особенности своего спектрального состава позволяет водителю увидеть объекты, находящиеся на проезжей части и обочинах дороги (включая дорожные знаки) на значительно большем расстоянии.

Благодаря большому количеству света улица освещается светлее и шире. Качество дневного света у ксеноновых ламп в большей степени приспособлено к зрительным привычкам человека. Он устает медленнее, и управляет автомобилем более уверенно. А это означает огромный выигрыш в безопасности. Больший комфорт. Отличная видимость дорожной ситуации при любых погодных условиях дает водителю возможность избавиться от излишнего напряжения в процессе езды, которое сильно утомляет в условиях современного интенсивного дорожного движения.

Срок службы ксеноновых ламп более чем в черыре раза превышает срок службы галогеновых. У ксеноновых ламп, отсутствует нить накаливания и соответственно нечему перегорать и обрываться, они не боятся ударов и тряски. Меньшая температура лампы. Поскольку у ксеноновой лампы значительно больший КПД по сравнению с обычной, она излучает гораздо меньше тепла. Ксеноновые лампы имеет цветовую температуру 4000 — 8000 град. по Кельвину по сравнению с 2800 К у стандартной галогеновой лампы. (Для сравнения Солнце имеет световую температуру около 6000 град. К) Проще говоря, цветовая температура является единицей яркости источника света. Чем выше цветовая температура, тем ближе спектр источника излучения к солнечному свету. Это объясняет тот факт, что свет ксеноновых газоразрядных ламп имеет голубой оттенок, а обычных галогеновых — желтоватый. Чем больше цветовая температура ксеноновой лампы, тем больше будет голубого в свете, излучаемом этой лампой.

Добавить комментарий