ГОСТ – ГОСТУ РОЗНЬ

Покупая тушенку или сгущенку в магазине, мы как потребители, уже давно усвоили: чтобы не купить растительную биомассу под видом продукта, на банке должен стоять ГОСТ, который подтверждает соответствие содержимого банки.

Бытовую автоэлектронику тоже защищают свои ГОСТы, которые гарантируют качество товара и его безопасность для покупателя. Но в этом случае, как правило, покупатели почему-то не обращают внимание на соответствующую маркировку изделия, подтверждающую качество товара. А зря, рассмотрим на примере нескольких, известных на отечественном рынке автосигнализаций, как продавцы трактуют в свою пользу некоторые требования технического соответствия изделий российским условиям эксплуатации.

Главное положительное наследие советской системы торговли — серьезная система ГОСТов по защите покупателя от некачественных товаров. В области автомобильной электроники, касающейся автосигнализаций, с 1 января 2000 года действует единый ГОСТ Р 41.97-99. Он пришел на замену ГОСТ 50789-95, а также отменил еще целый ряд других вспомогательных стандартов, по которым проводились испытания электронных сигнализирующих устройств и их комплектующих: ГОСТ 3940-84, ГОСТ 28751-90, РД 37.001.678-94, ГОСТ 27990-88, ГОСТ 26342-84 и др. Соответственно, все сертификаты соответствия, с этого времени должны выдаваться только на базе этого документа. Чем так хорош этот новый ГОСТ, и чем вызвано его появление?

1 января 1996 года Европейское экономическое сообщество ввело в действие Правило ЕЭК ООН № 97 под названием «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем охранной сигнализации транспортных средств и механических транспортных средств в отношении их систем охранной сигнализации».

Россия является участником Женевского соглашения о партнерстве и сотрудничестве, и таким образом международные правила стали для нашей страны обязательными, как и для всех стран-участников соглашения. С 1 января 1998 года в нашей стране было принято решение принять аналогичный национальный стандарт под названием «Устройства охранные сигнально-противоугонные для автотранспортных средств. Общие технические требования. Методы контроля и испытаний», разработанный на основе упомянутого правила ЕЭК ООН № 97.

Специалистами НИИ Автоэлектроники (НИИАЭ) была разработана методика для тестирования. С учетом требований европейских Правил и отечественных условий эксплуатации и был разработан ГОСТ Р 41.97-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения систем тревожной сигнализации транспортных средств (СТСТС) в отношении их систем тревожной сигнализации (СТС)». Собственно сами правила ЕЭК ООН № 97 в нашей стране могут носить только рекомендательный характер, а ГОСТ имеет законодательную силу, а его нарушение или невыполнение влекут ощутимые последствия.

Вступление в силу ГОСТ Р 41.97-99 дало преимущество честным поставщикам из-за рубежа при получении российского сертификата засчитывать испытания, проведенные в Европе по Правилам № 97. А отечественным производителям электронных охранных систем, которые поставляют свою продукцию на Запад, это облегчило получение международного признания. И теперь им значительно легче занять выгодную позицию на рынке, поскольку результаты наших испытаний будут засчитаны в европейских странах, принявших Правило № 97.

Но, не смотря на это, даже в 2002 году у нас на рынке появляются сертификаты на сигнализации, например SHERIFFZXZ-500, ZX-600, ZX-700, ZX-1000, ZX-900E, выданные на основе старых нормативных актов: ГОСТ 12.2.006-87, ГОСТ Р 50789-95, ГОСТ Р 50775-95, ГОСТ 12997-84.

У искушенного покупателя, да и продавца, который не хочет иметь проблем с проверяющими организациями, такой сертификат дожжен вызвать подозрение. Либо он оформлен неправильно, либо сами сигнализации не соответствуют требованиям реально действующих требований ГОСТа и условий эксплуатации в России. Но тут возникает вопрос, что это за требования, и что это дает покупателю?

Новый стандарт не только полностью поглощает существующие до сих пор в России ГОСТы на испытания такого рода изделий, но и предлагает дополнительные требования, по которым ранее у нас в стране оценка не проводилась. Он состоит из трех частей:

  1. системы тревожной сигнализации транспортных средств;
  2. транспортные средства в отношении его системы тревожной сигнализации;
  3. иммобилайзеры и транспортные средства в отношении его иммобилайзера.

В отношении к сигнализациям, кроме обычных для бытовой электроники требований на электрическую безопасность и электромагнитную совместимость, добавились требования к климатическим воздействиям, требования по обеспечению качества на производстве. Все изделия строго разделены по группам, где функциональные особенности каждой строго регламентированы.

В ГОСТ Р 41.97-99 особое внимание уделено параметрам оповещения, направленным на защиту спокойствия окружающих. Например, продолжительность первичного предупреждающего звукового сигнала должна составлять 25-30 секунд, и он может включиться вновь только после повторного воздействия, если после первого раза злоумышленник не остановился и продолжил свое «черное дело». Сигнализации со своим, встроенным, источником звука (рупорные) могут подавать звук с частотой срабатывания 2%1 Гц. Минимальное значение уровня звука для дополнительных сигнальных устройств, помимо основного, не должно превышать 100 дБ. Для радиооповещающих устройств был выделен канал 433,92 МГц, в диапазоне LPD-устройств, с разрешенной мощностью передатчика до 25 мВт.

Особое место в ГОСТе отведено испытаниям по тестированию уровня срабатывания датчиков охраны. Климатическое воздействие предусматривает влияние перепада температур от плюс 85 до минус 40 град. С. На работе сигнализации не должны сказываться вибрации с ускорение до 3 g в частотном диапазое от 10 до 500 Гц. Выдерживать перепад напряжения до 18 вольт в течении часа и кратковременные скачки до 24 В. Потребление в дежурном режиме не должно превышать 20 мА, сигнализация должна противостоять воздействию электромагнитных полей до 30 В/м и частотой до 1000 МГц.

Примеры испытаний показали, что некоторые сигнализации не выдерживают предъявленные требования. Простой пример, при подаче индуктивной помехи 66,5 В с длительностью 0,4 сек и выходным сопротивлением 0,5 Ом, некоторые засыпали «вечным сном» и вернуть их к жизни уже не удавалось. Многим покажутся непонятны эти цифры. Но за ними стоит совершенно реальная бытовая ситуация, когда в автомобиле, ненадежно прикреплена или расшаталась клемма аккумулятора, и генератор при старте может выдать на бортовую сеть подобную помеху. Сигнализацию, которая не соответствует ГОСТ Р 41.97-99, можно после этого выкидывать.

Для систем, оснащенных иммобилайзером, предусмотрены дополнительные требования. Иммобилайзер должен включаться без каких-либо дополнительных действий со стороны водителя, по меньшей мере, одним из следующих способов:

• в результате поворота ключа зажигания в замке зажигания и отпирания двери;

• иммобилайзеры, сразу отключающиеся до или в ходе нормального запуска двигателя транспортного средства, могут включаться при отключении зажигания — не позже, чем через пять минут после изъятия ключа из замка зажигания или при закрытии транспортного средства на замок.

Еще один важный пункт ГОСТа касается качества монтажа охранных систем в автомобиле: сигнализация должна быть установлена так, чтобы её невозможно было ликвидировать с помощью недорогих и общедоступных инструментов и приспособлений. Этот пункт призван регламентировать работу установочных центров, большинство из которых не особенно волновала доступность системы для потенциальных угонщиков.

Причем изготовитель обязан периодически проводить тестирование серийных образцов согласно требований ISO 9001 и 9000.

Обращать внимание на сертификаты соответствия новым требованиям нужно не только продавцам, но и самим автовладельцам, так как именно они последнее звено в цепочке товар-деньги, им часто приходиться платить двойную цену, в прямом, и в переносном смысле, за неудачную покупку. А зачастую рисковать своим автомобилем и спокойствием, как своим собственным, так и окружающих граждан. Причем за нарушения покоя соседей приходиться отвечать штрафами, за непроизвольные включения сирены сигнализации.

Чтобы не требовать каждый раз у продавца сертификат, стоит при покупке обратить внимание на маркировку. На всех сигнализациях, которые соответствуют требованиям ГОСТ должна стоять буква Е и номер, а так же европейское обозначение CE, знак соответствия правилам Европейского экономического содружества.

Добавить комментарий