БОЛЬШАЯ КОШКА НА ПОВОДКЕ

Обзор радиоуправляемых моделей танков «Тигр»

Стоит чем-то серьезно заняться, пусть даже игрушками с радиоуправлением, процесс этот затягивает, разгорается аппетит. Для большинства людей, не знакомых с темой радиоуправляемых моделей на практике, все с ним связанное может вызывать ассоциации только как с игрушками, но не все так просто.

Моделизм уже давным-давно стал большим и привычным хобби. Но самое интересное, что моделизм, как увлечение, берет свое начало вовсе не из мира игрушек и индустрии развлечений. Появился он исключительно как детище военных.

Игрушки — опасные и приятные

На моделях деревянных самолетиков английские и немецкие летчики оттачивали мастерство воздушных боев в 39-40-х годах (именно с производства моделей для английской ВВС началась история фирмы AIRFIX). Будущие адмиралы вводили в бои миниатюрные эскадры, на картонных моделях танков оттачивал жало будущих немецких блицкригов генерал Гейнц Гудерин.

Отцом-основателем моделизма считается Финеас Петт, комиссар корабельных доков в Лондоне. Он первым предложил делать уменьшенные копии будущих судов, чтобы проверить их на воде и внести изменения в конструкцию до постройки полномасштабного судна.

Сейчас моделизм – это, прежде всего, увлекательное хобби для всех. В последнее время, особенно популярными становятся радиоуправляемые модели. На них мы и остановимся в первую очередь в этой статье, а конкретно расскажем о танках.

После своего триумфального появления на фронтах Первой мировой войны, танк отвоевал почти сто лет в сотнях войн и конфликтов, появилось множество поклонников боевых машин и среди вполне мирного населения, интересы которых могут удовлетворить радиоуправляемые модели. В следующих номерах мы обязательно коснемся самолетов, автомобилей и кораблей.

Все радиоуправляемые модели можно разделить на три типа: полностью готовые, требующие сборки, и наборы заготовок. Готовые модели – самые простые и доступные, они предназначены для начинающих и не требуют сложной сборки или наcтройки радиооборудования. По сути, такую готовую радиомодель ставят на асфальт сразу же после покупки.

Более интересные варианты требуют творческого подхода – частичной сборки, окраски, доводки ходовой части. Профессиональные моделисты предпочитают наборы деталей, из которых модель строится «с нуля».

Танки – вперед!

«Тигр», несомненно, самая популярная и узнаваемая модель танка ХХ века для моделистов мира. Выпускается практически во всех масштабах и видах. Но сначала немножко занимательной биографии этого танка.

В «бронированном кулаке» германской армии тяжелых танков не было вплоть до 1943 года. Но это вовсе не значит, что работы по их созданию в Германии не велись. Неверно утверждение о том, что немцы в спешке строили «Тигры» только потому, что якобы средние Pz. IIIPzIV оказались бессильными против наших Т-34, КВ и ИС.

Созданием тяжелого танка для возрождающегося и набирающего силу Вермахта немецкие инженеры занялись еще в 1936 году. На фирме «Хеншель и сын» (Henscl & Sohne) в городе Кассель было основано конструкторское бюро по проектированию «танка прорыва». Возглавил его талантливый инженер Эрвин Авель. Уже к 1937 году был готов проект танка DW. 1. Для стимулирования работы и создания конкурентной борьбы аналогичное задание выдали и доктору Фердинанду Порше. Буквально за месяц до нападения на СССР фирма «Хеншель» построила два танка и подготовила базу для их серийного производства. Перед войной эта работа не являлась приоритетной, поэтому технологическая база для производства новой бронированной машины была готова лишь к 1940 году.

Летом 1942 года началось новое наступление Вермахта в России. Но к этому времени уже ясно проявились первые симптомы надвигающейся катастрофы. Боевые действия затягивались. Несмотря на некоторые успехи в начале 1942-го, измотанные сухопутные войска, истекая кровью, зарывались в землю. Фронт требовал принципиально новых бронированных машин.

И вот, как подарок ко дню рождения Гитлера, 20 апреля 1942 года на испытательный полигон вышли две новые бронированные машины, призванные в корне изменить положение на фронте. Фирмы «Хеншель» и «Порше» явили из своих цехов танки VK. 4501 (H) и VK. 4501 (P), правда, получившиеся тяжелее заданного почти на десять тонн. Пройдя все испытания, обе машины оказались равноценными по всем своим качествам. Но у танка Авеля была более простая механическая трансмиссия, а не электрическая, сложная, как у Порше. Поэтому фирме «Хеншель» отдали предпочтение. Под маркой «специально бронированная машина» Sd. Kfz. 181 Pz. Kpfw. VI (H), получив гордое обозначение «Тигр» (Tiger), танк пошел в серию.

Первым боевым соединением, получившим «Тигры» в сентябре 1942 года, был 502 тяжелый танковый батальон (sPzAbt 502), воевавший на Ленинградском фронте. В ноябре эти танки имел 501 батальон в Северной Африке, где они произвели весьма устрашающее впечатление на союзников в Тунисе. Тактика применения «Тигров» заключалась в создании отдельных батальонов и усилении ими танковых дивизий.

Так, в последней битве за Северную Африку, в феврале 1943-го, 501-й батальон находился на острие удара 10-й танковой дивизии немцев. Наступление Роммеля южнее Туниса смяло правый фланг союзных войск, рассеяв и полностью деморализовав 2-й американский корпус. Танки прорвались на 150 км через Кассеринский перевал, создав серьезную угрозу с тыла 1-й английской армии, а также аэродромам тактической авиации. Только нерешительность итальянского верховного командования и проблемы с материально-техническим снабжением не позволили Роммелю победить. 3 марта немцы вернулись на свои прежние позиции.

На западном фронте у «Тигра» так и не нашлось достойного противника до самого окончания боевых действий. Спустя месяц после вторжения в Нормандию, Эйзенхауэр докладывал президенту США о проблемах американской армии, с которыми она столкнулась в Европе. В частности, в этом докладе говорилось, что американские противотанковые пушки и 76 мм пушка танка «Шерман» не в состоянии поразить «Тигр»… Интересной иллюстрацией превосходства «Тигра» над своими противниками может послужить один примечательный бой у местечка Виллер-Бокаж во Франции, состоявшийся 13 июня 1944 года. Одиночный «Тигр» из 101-го танкового батальона 1-й дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» (командир – гауптштурмфюрер Михель Витман) атаковал танковую колонну 7-й бронетанковой дивизии англичан. «Тигр» неожиданно вклинился в расположение англичан и почти в упор расстрелял колонну из 20 танков и автомашин снабжения. Далее, таранив и перевернув «Кромвель», который преграждал въезд на главную улицу Виллер-Бокажа, он ворвался на нее и расстрелял там три из четырех штабных танка, четвертый сумел укрыться в саду. Один из «Шерманов» сумел зайти с борта к танку Витмана и с расстояния примерно 180 метров выпустил четыре снаряда из своей 17-фунтовой пушки. По крайней мере, один из них достиг цели, над «Тигром» показался дым. Но ответный выстрел обрушил на «Шермана» половину здания, за которым он прятался, и полностью накрыл его. Пока англичане приходили в себя после этого побоища, «Тигр», получивший, как выяснилось, лишь незначительные повреждения, ретировался, уничтожив по дороге еще один «Кромвель». В итоге за столь короткое время англичане потеряли 25 танков, 14 транспортеров и 14 грузовиков.

На Восточном фронте «Тигры» начали свой боевой путь со станции Мга под Ленинградом. В январе 1943 года один из новых танков был захвачен бойцами Красной армии. Надо отметить, что в борьбе с «Тиграми» использование и советской пушки калибром 76 мм на Т-34 оказалось явно недостаточно. Поэтому в декабре 1943 года вместо нее на Т-34 ставят модернизированную 85-мм пушку. Принимаются и другие срочные меры: до 1942 года в СССР не было рубочных самоходок, аналогичных немецким штурмовым орудиям и танкам-охотникам, начинается буквально лихорадочное их строительство. Достойным противником «Тигров» стала лишь новая серия танков под маркой ИС («Иосиф Сталин») и КВ-ИС.

Управляемые «Тигры»

Несмотря на кажущуюся сложность кропотливой работы, процесс сборки, доводки и дальнейшего тюнинга танка, доставляет огромное удовольствие. Современные радиоуправляемые модели имеют множество настроек. Можно изменять параметры двигателя, подвески, доводки радиооборудования. Можно менять внешний вид за счет навесного оборудования, добавлять экипажи из фигурок, ставить более мощные двигатели для улучшения динамики и управляемости. И, конечно, радиоуправляемый танк способен доставить максимум удовольствия своему владельцу!

Для поклонников наземной военной техники есть свои специфические направления. При этом габариты и вес моделей могут достигать нескольких метров и сотни килограмм!

Масштабные модели танков делают возможным получить максимальную схожесть с оригиналом, вплоть до ходовых показателей. Современные радиоуправляемые модели танков, как и реальные боевые машины, напичканы электроникой: датчиками для определения попадания в танк выстрела из аналогичной модели и даже определения направления этого выстрела и др. Хороший, фирменный, радиоуправляемый танк, как правило, снабжается пушкой, «стреляющей» инфракрасным лучом или электропневматической пушкой, «плюющейся» пластиковыми шариками на расстояние до 30-40 метров.

Большинство недорогих сборных моделей танков делают из пластика. Основные принятые для БТТ масштабы 1:6, 1:16, 1:24, 1:35. Масштабные модели 1:16 — 35 стоят относительно недорого и рассчитаны на широкий круг любителей поездить и пострелять. Пластмассовые модели танков имеют хорошие ходовые качества, не требуют мощных двигателей и емких аккумуляторов. Поэтому пластиковые модели танков выглядят очень привлекательно для начинающих моделистов.

Более серьезные масштабные модели танков делают из металла или композитных материалов, со строгим соблюдением всех масштабов и стандартов для создания максимального сходства с оригиналом по всем параметрам. Разумеется, за качество приходится платить, и не только деньгами. Подобные сборные модели танков могут весить до 200 килограмм, в зависимости от масштаба (это, как правило, начиная от 1:6 и выше), в котором они были сделаны.

Например, известна модель «Тигра» 1:4 весом 192 кг!

Из основных и популярных масштабных моделей «Тигров» у нас можно выделить три типа. Первое место занимают китайские производители, например фирма HenLong. Их танк представляет собой полностью собранную модель. Комплектуется торсовой фигуркой командира, пневматической пушкой с системой Hop-Up (обеспечивающую более стабильный полет снаряда-шарика за счет его раскручивания) и прицельной дальностью стрельбы от 20-30 метров. Боекомплект — 100 шариков. Независимая подвеска катков, гусеницы с металлическими вставками, две скорости движения — танк может разворачиваться на месте. Для имитации реалистичных действий имеется возможность управления движением и башней одновременно, но башня танка разворачивается только на 320 градусов, пушка опускается и поднимается. Пульт управления имеет функцию программирования (запись и повтор маневров), а также 6 встроенных демонстрационных программ, индикатор предупреждения перед выстрелом и разряда аккумулятора, три управляющих частоты (29, 40 и 49 МГц), устанавливаемые на танке и пульте управления. Стоимость такой игрушки в среднем 100-150 долларов. Качество полностью соответствует цене. По большому счету, модель надо доводить, перекрашивать, дополнять деталями.

Следующая модель — от известной японкой фирмы Tamiya, она предлагает сборную модель «Тигра» отменного качества, но и по цене почти на порядок дороже китайской.

Модель оснащена двумя электрическими моторами, электронным блоком управления. Танк может двигаться вперед, назад, разворачиваться на месте. Полностью крутить башней. Подвеска поддерживающих катков, металлические гусеницы и три скорости движения позволяют модели преодолевать неровности ландшафта и взбираться на подъемы крутизной до 30 градусов.

Имеет полную имитацию звуков: выстрел пушки, пулемета, лязг гусениц; работы двигателя в разных режимах — запуск, прогрев, усиление при скорости (звук записан с настоящего V-12 двигателя Maybach), поворота башни; подъем и опускание ствола. Кроме всего прочего, модель оснащается инфракрасной системой Battle System для ведения боя с двумя или более танками в радиусе до 30 метров.

Размеры «Тигров» в масштабе 1:16: длина 740 мм, ширина 470 мм, вес полностью снаряженного танка 4100 гр.

Третий «Тигр» — отечественного производства — относится уже к профессиональным моделям в масштабе 1:6, выпускается в Волгограде.

Корпус, днище, башня выполнены из 8 мм стеклоткани. Колеса, гусеницы отлиты из алюминия. Подвес через стальные рычаги каждого колеса. Привод у танков только электрический, 2 мотора по 150 ватт, стальные редукторы в герметических корпусах, автомобильный аккумулятор — 45 А.Стоимость такого танка – около 3800 долларов.

В комплект входит: собранный танк, 2 установленных мотора с редукторами. Масса танка в среднем от 45 до 60 кг, без аккумулятора. Система управления моторами танка и звукогенератор позволяют двигаться вперед, назад, вправо, влево, раздрай (кручение на месте), поворот башни, подъем, опускание ствола со звуковым имитатором. Аппаратура для управления танком 7-канальная.

Модель снабжена автоматической пейнтбольной пушкой с боекомплектом 80 шариков. Баллона со сжатым воздухом хватает на 400 выстрелов!

Что выбрать – вопрос не только денег, но и вашего желания собирать и тюнинговать танк самому, играет роль, конечно же, и степень копийности моделей! Что бы вы ни выбрали — удачи вам и вашему полосатому радиоуправляемому любимцу!

Добавить комментарий